Смотрели - смотрели казахи китайские исторические боевики и решили: а чем мы хуже? Да ничем! И взялись снимать настоящий казахский исторический боевик. Впрочем, получившийся в итоге фильм «Кочевник» разве что не беднее зарубежных собратьев. Хотя, на самом-то деле, делать фильм пришлось всем миром – проект получился «русско-казахско-американский». С 7 сентября его показывают в Петербурге - в рамках «линии интеллектуального кино» кинотеатра «Мираж-Синема» и в других петербургских кинотеатрах.
Главным режиссером фильма стал россиянин Сергей Бодров-старший (он перехватил проект у Ивана Пассера), который ничего не снимал уже четыре года, с момента смерти своего сына, а главным исполнительным продюсером – американец Милош Форман, который и сам не последний в мире режиссер. Военно-исторический боевик поставлен по мотивам событий XVIII века. Конечно же, основой сюжета стали едва ли не самые героические казахские страницы истории - освободительная война казахов против джунгарских завоевателей. Так утверждают казахские учебники, хотя не факт, что в новых трактовках истории их не затмят «освободители» 1986 года – тогда в Алма-Ате произошли одни из первых в Союзе кровавых межнациональных «разборок».
Сценарий писал Рустам Ибрагимбеков («Утомленные солнцем», «Урга», «Восток-Запад», «Сибирский цирюльник»), а в главных ролях очень много знакомых голливудских лиц «второго эшелона» - Джей Ернандес («Хостел», «Безумная и Прекрасная», «Крутящий Момент»), Куно Беккер («Гол!»), Марк Дакаскос («Остров доктора Моро», «Братство Волка», «Инстинкт убийцы»). Причем именно они и играют казахов.
Центральная фигура фильма — герой Мансур, ставший Аблай-ханом, совершивший множество подвигов и поднявший казахов на войну. Не обошлось и без лирической линии – истории его любви к девушке-воину Гаухар.
Никакого «казахского кино» тут, конечно, нет, несмотря на личный присмотр за картиной президента Казахстана Назарбаева. Все сделано по классическим голливудским канонам с использованием, в том числе, и китайских рецептов успеха фильмов про тигра с драконом и прочих «Героев». Есть сомнения и в том, насколько исторические персонажи хан Абулхаир, Аблай-хан, мудрый Толе би, злобный Голдан Церен (Дакаскос, как всегда, хорош в роли «злодея») похожи на себя в исполнении мексиканцев и американцев. Если честно, то они и на казахов-то не очень похожи, не то что на себя. Насколько это творение прижилось на казахской земле, узнаем уже скоро – по результатам сборов. Кстати, сейчас Сергей Бодров уже взялся за фильм «Монгол» о молодых годах Чингиз-хана. Ну и правильно, чем Шаймиев хуже Назарбаева?
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру