Труппа МХТ имени Чехова в Петербурге гости нередкие, но всегда желанные. Сейчас актеры московского театра работают на сцене БДТ. Гастроли, начавшиеся в День знаний, завершатся 14 сентября, за это время планируется показать 5 спектаклей. Кто-то любит московский театр за приверженность к классике, кто-то за его смелые и неординарные эксперименты. Один из таких опытов актеры МХТа представили на суд петербургского зрителя 5 и 6 сентября. Спектакль «Изображая жертву» действительно вызвал далеко неоднозначную реакцию петербургской публики.
Пьеса-провокация известных московских драматургов братьев Пресняковых была поставлена Кириллом Серебряковым в МХТ 2 года назад. Шокирующая, нарушающая запреты постановка режиссера-новатора наделала тогда много шума. Ни в одном из российских театров такого еще не слышали – в финальном монологе один из главных героев глаголит на том русском народном, на котором в приличном обществе говорить как-то не принято. К слову, Серебряков не остановился на достигнутом, и в этом году зрители увидели его новый фильм с одноименным названием.
Петербургские театралы знали, на что шли. Перед началом спектакля в фойе можно было слышать фразы вроде «сейчас наслушаемся». Интерес вызывали и непривычные бело-черные декорации, и лежащий на импровизированном ложе герой, и необычное обращение к зрителям перед началом спектакля. Оказывается в МХТ «Изображая жертву» идет на малой сцене, и дабы хоть как-то сохранить атмосферу камерного зала, организаторы решили закрыть верхний ярус. Не помогло. БДТ есть БДТ и большой зал все равно был забит желающими приобщиться к высокому искусству.
Главный герой пьесы - Валя (Петр Кислов) работает в милиции. Работка, надо сказать, не из простых – он изображает жертву на месте преступления во время следственных экспериментов. Умерший отец (Виталий Хаев) не дает ему покоя, являясь и днем, и ночью. Да еще и мама (Марина Голуб) собирается снова выйти замуж, ей «жить надо», а девушка (Дарья Мороз) скандалит, требуя внимания. В общем, навалилось все на парня. И, в конце концов, главный герой отравил и мать, и ее кавалера, и свою девушку.
Назвать комедией «Изображая жертву» язык не поворачивается. На глазах зрителей разворачивается трагифарс. То муж выбрасывает из окна жену якобы при помощи сквозняка, то гражданин Закиров (Игорь Золотовицкий) топит любовницу в бассейне. Мужественный капитан также в исполнении Виталия Хаева (у него в спектакле две роли) борется с преступностью, не забывая при этом заигрывать с прапорщицей Людой (Юлия Чебакова).
Знаменитый монолог о смысле жизни – вполне логичный выплеск эмоций капитана. На одном из следственных экспериментов преступник (Никита Панфилов) заявляет, что пару раз «пульнул» в одноклассника, а герой Хаева в ответ срывается. Адресован сей спич не кому-нибудь, а молодому поколению, которое не живет, «а в игрушки играет». Надрыв и трагичность, столь свойственные нашему человеку, и в новом веке находят свое выражение. Только показывать свои эмоции цензурно мы разучились и в стремлении достичь «правду жизни» иногда заходим слишком далеко.
Ханжествующая публика, как оказалось, есть и в Петербурге. Не желая слушать излияний капитана, некоторые зрители тут же покинули зал, не дождавшись конца спектакля. Крики «позор» сменялись выкриками «браво». Несмотря на наличие недовольных, положительные эмоции все же перевесили, и благодарный питерский зритель еще долго не отпускал артистов со сцены.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру