Представители городского правительства пообещали японским коллегам на I российско-японском инвестиционном форуме, что если японским инвесторам надо, то в наших автотранспортных ВУЗах и колледжах будут обучать специалистов «под ключ» для работы на автомобильных заводах, множащихся к взаимному удовольствию в Петербурге.
Японцы пока вежливо промолчали, потому что платить за обучение россиян, скорее всего, придется им. А представители петербургских специализированных учебных заведений, опрошенных корреспондентом «Фонтанки», уже восприняли эту идею на ура. Им все равно, кто будет шефствовать над будущими мастерами автодела, лишь бы была возможность «поспевать» за стремительно меняющимися технологиями.
«Рынок труда в Петербурге идеален для автопрома, - вроде бы дал понять, что у нас и так все хорошо Максим Соколов, председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам городского правительства. – В городе работает 30 средних и 4 высших учебных заведений, специализирующихся на машиностроительных профессиях».
По мнению Максима Соколова, главный козырь наших кадров в том, что в советское время в городе на Неве рынок труда был высококвалифицированным. «Это позволяет сегодня готовить и выпускать на современный рынок специалистов высокого уровня», - сделал странный вывод чиновник. И, видимо, почувствовав некоторые несостыковки или просто заметив немой вопрос японцев, он тут же добавил, что «городское правительство готово напрямую создать контакт между любым крупным инвестором и городским учебным заведением для создания адаптационных курсов для каждого конкретного автозавода».
Основная проблема образовательных учреждений в России – упорное несоответствие процесса обучения и реальных производственных технологий. «Мы работает по планам, утвержденным в 2002 году, - называет, казалось бы, не самую далекую цифру Антон Грушко, заместитель директора по учебной работе Института сервиса автотранспорта, коммунальной и бытовой техники Петербургского государственного университета сервиса и экономики. – А технологии уже поменялись. Конечно, сами преподаватели стараются отслеживать новые веяния. Я, например, знаю уже о линиях техосмотра пятого поколения, и говорю о них студентам. Но рассказать им я могу лишь о том, как, например, организовать работу на этой линии, а технические характеристики дать не могу. Потому что знаю о них лишь в теории, на практике этого устройства я не видел, и чертежей мне никто не дает».
Всегда параллельно с общим обучением необходимо входить и в производственный процесс. А в наши дни это, как выяснилось, более чем актуально, потому что «учиться сейчас приходят в основном те, у кого за душой ничего нет – ни общечеловеческих знаний и умений, ни, тем более, профессиональных», - огорчается Владимир Быстров, директор Автомобильно-дорожного института Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
А без знания нюансов прийти на японский автозавод и взяться за работу – нереально, полагает директор Автотранспортного колледжа Сергей Корабельников. На всех заводах есть своя специфика, и чем больше дополнительных курсов, тем лучше.
Стоимость такого обучения может вылиться его организаторам «в копеечку». «Изучаемые агрегаты надо показывать студентам не только на макете, но и иметь их в разрезе, чтобы можно было покрутить детали, «поломать» машину», - рассуждает Сергей Корабельников. Кроме того, по его мнению, еще более серьезным вопросом является переподготовка преподавательского состава, который потом будет «множить» свои знания на студентов. «Переподготовка одного преподавателя по самым скромным подсчетам обходится в 10 тысяч долларов, - подсчитывает Сергей Корабельников. – Так у нас стажируются преподаватели в Германии. Был один раз положительный опыт работы с Южной Кореей, когда наши учителя ездили в корпорацию «Daewoo». Оплачивали все эти «удовольствия» иностранные коллеги, так как профессионализм наших кадров на «их» заводах – «прямая заинтересованность поставщика».
Кстати, обучение иностранным автомобильным премудростям предусматривает, как правило, и углубление в языковой пласт страны-учителя. Однако в «японском случае» почти все опрошенные «Фонтанкой» не согласны «если что» учить японский, гордо заявив, что весь цивилизованный мир – англоязычный.
К слову, если японцы-таки решатся и через посредничество города организуют в наших колледжах и ВУЗах обучение «под себя», рынок труда может перенасытиться. «Первый поток будет трудоустроен, а остальные?» - вопрошает Антон Грушко. Чтобы избежать этого досадного недоразумения, он предложил японским инвесторам, помимо автомобильных заводов, строить у нас так же станции технического обслуживания. Тогда работы хватит всем.
Наталия Веденеева,
Фонтанка.ру