
Отношения между Японией и Россией выясняли на открывшемся сегодня в Петербурге инвестиционном форуме. Сразу же стало понятно, что улыбчивым жителям Страны восходящего солнца явно не хватает понимания со стороны российских коллег. Например, их удивляет «повышенная бюрократизация» нашей жизни. Хотя инвестировать в наше отечество Японцы хотят. И в первую очередь, в экспорт природных ресурсов.
«Россия и Япония, безусловно, отличаются друг от друга, - заметил полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. – Но именно поэтому экономики этих стран являются взаимодополняющими».
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, в первую очередь, отметила эмблему форума – разведенные мосты Петербурга, над которыми встает ярко-красное японское солнышко. Она «спрогнозировала», что именно этот символ сделает российско-японский инвестиционный форум традиционным и в Петербурге, и в Стране восходящего солнца.
Губернатор, названная одним из японских переводчиков почему-то мэром, всем своим видом подчеркивала, насколько важны для города на Неве экономические контакты с Японией. Впрочем, стоит отметить, что Валентина Ивановна с одинаковым радушием относится ко всем потенциальным инвесторам. В данном случае она сулила экономическую прозрачность партнерских отношений, снижение налогового бремени для стратегических инвесторов и т.д. «У нас нет полезных ископаемых, но есть высокий интеллектуальный потенциал, помогающий нам добиваться серьезных инвестиционных достижения», - подытожила она.
Если Япония имеет стремление инвестировать за рубеж, то Россия готова «впускать» эти инвестиции внутрь, - порадовался такому совпадению заместитель министра экономического развития РФ Кирилл Андросов. В прошлом году товарооборот Японии и России превысил 10 миллиардов долларов, что, по словам экспертов, явилось абсолютным рекордом со времен еще советско-японских отношений.
По словам японской стороны, предприниматели всех уровней (в частности, на форуме присутствует более 200 представителей делового мира Страны восходящего солнца, 48 из которых относятся к среднему и малому бизнесу) настроены работать с Россией. По сравнению с прошлым годом количество желающих увеличилось на 10%. По их словам, наиболее вожделенной сферой сотрудничества для гостей форума являются природные ресурсы и энергетика. Самыми привлекательными географическими областями для работы названы Петербург, Москва и регионы Дальнего Востока.
Вместе с признанием того факта, что в России несколько улучшилась ситуация с состоянием инфраструктуры (хотя железнодорожные пути, например, к аэропортам, отсутствуют – жаловались японцы), развиваются особые экономические зоны, в других точках соприкосновения улучшения, к сожалению, не слишком заметны.
Больше всего японских бизнесменов удивляют и огорчают «слишком сложные, не слишком прозрачные» административные процедуры, бюрократия, а также коррупция.
«Во время прошлого визита президента Путина в Японию мы лично обратились к нему по вышеуказанным вопросам, - рассказал Кунио Андзай, председатель Японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству. – И Путин высказал твердое намерение в этом плане». Так как японцы еще раз на нынешнем форуме попросили российское правительство ровно о том же, ситуация явно не улучшилась.
«Когда 10 лет назад я приехала в Россию, мне приходилось покупать продукты в ларьках, а сейчас здесь много супермаркетов, торговых центров. – нашла и хорошие стороны Акира Мацу, первый заместитель министра экономики, торговли и промышленности Японии. – Почему еще мы выбрали Россию? Здесь много природных ресурсов, сравнительно дешевая рабочая сила».
Видимо, вспомнив известную в японских деловых кругах пословицу «чтобы ни случилось в России – это не удивительно», госпожа Мацу поспешила привести еще один пример. «Я в свое время сама пала жертвой российского кризиса 1998 года, когда некоторые мои коллеги, не обменявшие вовремя рубли на доллары, закупали на них ящиками пиво. Мы и не предполагали, что Россия так быстро восстановится», - приятно удивлялась Акира Мацу, призывая, видимо, к тому же, остальных.
А сейчас в России низкие цены на электричество и энергоносители, что также очень радует японских коллег. Однако, возвращаясь с завидным упорством от мажорных тонов к минорным, японцы «всевидящим оком» замечают проблемы в российском законодательстве. Вернее, в части применения этих законов на практике. Например, в связи с бюрократическими законодательными препонами очень трудно привлечь в Россию иностранную рабочую силу. А с местной, по признанию японцев, частенько возникают проблемы.
Кадровый вопрос
Однако, опросив экспертов, «Фонтанка» пришла к выводу, что проблема дефицита кадров на иностранных заводах несколько надумана. Так, в российском представительстве автоконцерна «Форд» заявили, что не испытывают проблем с нехваткой людей. Не беспокоит эта проблема и руководство компании «Бош-Сименс», которая в первом квартале следующего года открывает под Петербургом свой завод. По мнению менеджера по рекламе и связям с общественностью «Бош-Сименс» Марии Ненаховой, проблем с кадрами не бывает в компаниях, которые предлагают выгодные условия оплаты и хорошие социальные гарантии.
Эксперты считают, что западные компании, предлагая более выгодные условия оплаты, смогут переманить к себе квалифицированных сотрудников. Напомним, что в настоящее время в Петербурге строится завод «Toyota», начинается строительство производств «General Motors» и «Nissan». «Toyota» уже начала набор персонала, и в настоящее время на работу приглашены около 100 сотрудников.
«Интерес к этому проекту огромен, - говорит Евгения Дельнова, директор отделения «Келли инженерные и ИТ ресурсы» рекрутингового агентства «Kelly Services» (занимается подбором персонала для завода «Тойота»). - О чем свидетельствует тот факт, что к нам обратились более двух тысяч человек, заинтересованных в работе на заводе «Toyota». Конкурс на каждую вакансию составлял более 20 человек на место. Компания не требует наличия опыта работы в автомобильном производстве и планирует проводить интенсивное профессиональное обучение всех сотрудников. Несмотря на серьезный кадровый голод, мировые автомобильные бренды привлекают большое количество соискателей, и к нам ежедневно обращаются специалисты, интересующиеся вакансиями в «General Motors» и «Nissan»».
Тактика
Подытоживая стратегию инвестиционной работы с Россией, Акира Мацу наметила ряд тактических шагов для своих земляков: «Необходимо сначала проводить тщательные полевые исследования, упрощать процесс получения различных разрешений, укрепляя отношения «на местах» с областными Администрациями и т.д.». Кроме того, напутствовала на пути в «светлое российско-японское будущее» Акира Мацу, «русские хотят быстрого возврата инвестиций, тогда как японцы предпочитают долгосрочный, но более надежный вариант». Главное для японцев – понять загадочную русскую душу. И все у нас получится.
Наталия Веденеева,
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру