Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Япония - Россия

Япония - Россия

339

Японцы боятся наших самолетов и чеченцев, с удивлением отмечают, что мы любим цветы и за 10 рублей можем показать Сатурн одним глазом, считаем суши безопасной едой. "Фонтанке" стал доступен перевод с японского текста статьи заместителя управляющего московского представительства компании "Содзицу", опубликованный в ежемесячнике Общества внешней торговли Японии.

Международная обстановка Россия: специальный выпуск

Внешняя политика в сфере экономики. Энергетические стратегии и определение роли Восточной Сибири и Дальнего Востока

Вместе с Россией

Китамура Нориюки - заместитель управляющего московского представительства компании «Содзицу» (Ежемесячник Общества внешней торговли Японии)

Близкая далёкая Россия

Сейчас из аэропорта Нарита до Москвы можно долететь прямым рейсом за 9.5 часов. Самолёты Японских Авиалиний летают два раза в неделю, a SU (Аэрофлот) -каждый день. Аэрофлот тоже использует самолёты не российского производства, а Боинги 747, 767 и аэробусы, так что летать стало безопасно и удобно. Однако на деле Россия ещё далёкая страна.

Прежде всего, иностранцам для въезда и выезда в Россию и из России, даже на короткий срок, необходима виза. Процесс её получения поистине утомителен и сложен. К тому же, для жизни в России нужен русский язык. Что касается безопасности, то имеется чеченская проблема, и большинству японцев Россия, возможно, кажется недоступной страной.

Прочие обстоятельства можно понять, если вспомнить последние десять лет. Вторая попытка перейти к рыночной экономике после неудачи; российский дефолт в 1998 году, который чуть не привёл к панике на мировом валютном рынке; появление президента-выходца из КГБ в 2000 году и его восьмилетнее правление; в 2005 году -развал крупной нефтяной компании «Юкос» и проблема дополнительных налогов, которыми облагаются представительства японских фирм в России. Всё это говорит о сложностях, предшествующих попыткам заняться бизнесом.

В глобальном плане образ России был пересмотрен с её включением в число четырёх стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), но в Японии информация о ней находится в относительном недостатке, и дружественные чувства к России ощущаются как мало развитые. Возможно, хорошим примером здесь послужит то, что российско-японская торговля составляет лишь пять процентов от китайско-японской торговли (объём оборота торговли в 2004 году: с Россией - $8 млрд. 800 млн., с Китаем - $168 млрд.).

Истинный облик столицы Москва 2006

От московского аэропорта Шереметьево до города при отсутствии пробок занимает около 30-40 минут. Поражает появление в пригороде Москвы магазина массовой продажи - крупного торгового центра североевропейского производителя мебели ИКЕА. Стоит выехать из аэропорта, как бросаются в глаза многочисленные рекламные щиты, выстроившиеся вдоль дороги. Приехав в столицу в 2003 году, я был знаком только с Москвой советской эпохи и удивился быстрым темпам перехода к рыночной экономике, которые превзошли мои ожидания. Мне показалось, что этот прогресс символизируют рекламные щиты и экраны. И сейчас по прошествии трёх лет экономическая деятельность в Москве по сравнению с Петербургом и другими городами продолжает становиться всё более разнообразной и развиваться.

Товарооборот поддерживает потребление

Как отражено в русской песне «Миллион алых роз» (Один художник ради актрисы, в которую он был влюблён, продал всё своё имущество, купил миллион роз и выложил их перед её окном, но актриса решила, что это чудачество богача и прошла мимо, не обратив внимания на бедного художника.), русские любят цветы. Даже взрослые на свой день рождения устраивают вечеринку, украсив дом цветами, и получают от всех поздравления. К тому же, цветы незаменимы как подарок. На улицах Москвы продаются цветы, в основном - розы, по $1.5-2 за штуку. Дело в том, что Россия является крупнейшим импортёром цветов, ввозящим их на сумму $20 млн. в год (по данным за 2004 год) (Кстати, объём импорта цветов в Японии в два раза больше - 27 млрд. йен в год.). В странах-крупнейших поставщиках цветов в Россию - Голландии ($47 млн.), Эквадоре ($28 млн.), Колумбии ($16 млн.) - основными видами цветов являются роза и гвоздика.

Срезав, цветы хранят в холодильниках без воды в особой жидкости, так что они не вянут 7 дней и оживают после опускания в воду. Таким образом, увеличивается импорт из отдалённых стран. Если проследить путь из Южной Америки, то получается следующее: цветочные поля в Колумбии — международный аэропорт в Богота —> голландский аэропорт Скипол — холодильные камеры аэропорта Скипол — грузовики-холодильники — холодильные камеры на складе в Москве (внутри Большой кольцевой дороги). Налажена цепочка перевозки в холодильниках, и от цветочных полей до московского склада занимает четыре дня. В Богота производится 100%-ная предоплата на условиях FOB. Из Москвы до цветочных магазинов в регионах - один день. Существует конкурентоспособная технология и система, позволяющая производить товарооборот напрямую между Южной Америкой и Россией в течение пяти дней.

Не только цветы, но и обилие сортов, количество, а также свежесть фруктов и овощей на рынках под открытым небом, торгующих всевозможными продуктами питания и прочими товарами (всего их около десяти в городе), вызывают восхищение. Всё это доставляется в грузовиках из Средней Азии, Украины, Турции, Израиля, Голландии и других стран.

Прочная мода на японскую еду

В августе 1999 года напротив Белорусского вокзала появился первый ресторан «Якитория». Всем известно, что «Якитория» стала сетью управляемых русскими недорогих японских ресторанов и выступила в роли зачинателя бума японской еды в Москве. Сейчас японские рестораны появились по всему городу, и говорят, что их число доходит до 300-500, но ажиотаж всё не спадает. Перед популярным рестораном выстраиваются две очереди. Ожидающие, когда освободятся места и ещё одна очередь -желающие унести заказ с собой. В основном это русские, и много молодых женщин. Мода на суси объясняет и то, что в Москве ежедневно потребляется три тонны тунца.

Хотя рестораны и считаются недорогими, сет из нигиридзуси стоит около 1200 йен, маленькая порция лапши рамэн - примерно 800 йен, а в целом разнообразное меню, включающее якитори и прочие блюда, дороже, чем в Японии, на 20-30%. Для россиян, у которых ВВП, приходящийся на душу населения, в девять раз меньше, чем в Японии, японская еда остаётся деликатесом, но в связи с интересом к здоровому образу жизни число её поклонников продолжает расти.

Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет всего 59 лет, и популярность суси подогревается слухами о том, что в стране долгожителей Японии основным продуктом питания является рыба. Кроме того, в китайских ресторанах для привлечения клиентов частым явлением становиться дополнение в качестве суси-бара. Складывается впечатление, что японская еда и суси закрепились как безопасные продукты питания.

Безумная Москва

Появившаяся в 2003 году реклама "SAMSUNG" на крыше Библиотеки имени Ленина приносит городу Москва доход в несколько десятков миллионов йен в год. Раньше в глаза бросались рекламные щиты иностранных компаний, но сейчас много и русских. Картина выстроившихся экранов, улиц казино, напоминающих Лас-Вегас, обменных пунктов валюты повсюду (можно свободно менять доллары и евро на рубли) вызывает в памяти фильм о ближайшем будущем «Бегущий по лезвию».

Вечером красиво подсвечиваются здания и мосты, но это выглядит, как подозрительный символ безумия вокруг вложения денег в недвижимость. Продолжается интенсивная застройка Москвы - строятся жилые дома, торговые центры и тому подобное. Если окинуть Москву взглядом из окна офиса на восьмом этаже, становится видно, что количество строительных подъёмных кранов явно увеличилось. Цены на недвижимость тоже растут, и гостиница «Украина» (1000 номеров; здание сталинского типа), выставленная на продажу в конце 2005 года, была куплена русским предприятием по максимальной цене в $247 млн.

Нехватка гостиничных номеров поднимает стоимость проживания, так что средней ценой за одну ночь в пятизвёздочной гостинице типа «Шератон» является $250-300. Некоторые отели повышают цены примерно на $100, когда в городе проводятся международные выставки и прочие мероприятия. На дорогах тоже интенсивное движение! Застряв в машине в пробке, люди пересаживаются на метро, чтобы не опоздать на деловые переговоры. Говорят, такими темпами через два года город переполнится машинами, и невозможно будет развернуться, поэтому, наконец, предпринимаются меры по постройке автостоянок и дорог с разъездами на двух уровнях.

Баланс между столицей и регионами

Бум потребления в Москве демонстрирует эффект от скопления россиян из регионов и иностранцев в связи с сосредоточением основных государственных учреждений, а также то, что неудачный переход к рыночной экономике в начале 90х (гиперинфляция подняла цены в 1800 раз за четыре года) и беспорядки, вызванные наплывом требований о возвращении вкладов во время финансового кризиса ушли в прошлое, и наступил порядок в обороте людей, товаров и денег. С другой стороны, при посещении второго города России Петербурга и таких центральных городов, как Нижний Новгород и Пермь по количеству постояльцев в отремонтированных гостиницах, оживлению на улицах и обновлённым ресторанам я чувствую, что и здесь ведётся активное потребление. Цены на землю в регионах тоже растут.

Думается, что в дальнейшем при этом стимуле растущего потребления то, каким образом будут производиться конкурентоспособные товары, станет движущей силой налаживания и обновления промышленной инфраструктуры, которая реализует огромную территорию и ресурсы.

В 2004-2005 гг. цены на энергетические ресурсы и сырьё подскочили, благодаря специальным заказам из Китая, но в 1999 году цена за баррель нефти упала до $10. Да и до этого цена на нефть колебалась в пределах $15-20, а налаживание промышленной базы и инфраструктуры шло на удивление медленно. Очевидно, что сейчас, когда цена на нефть продолжает повышаться, - тот период, который даёт возможность произвести переход от экспорта энергетических ресурсов к переработке сырья и навести порядок в необходимой для этого российской инфраструктуре.

Людские ресурсы России. Высокие стремления.

Россия богата не только полезными ископаемыми, но и людскими ресурсами. В ноябре 2004 года в городе Дзержинске по соседству с Нижним Новгородом на берегу Волги к югу от Москвы состоялась церемония открытия первого в России завода акриловой кислоты. Был произведён осмотр завезённого в конце 80х из Японии оборудования завода, строительство которого так и не началось в связи с распадом Советского Союза, использовано всё, что можно использовать, и заключены договоры о перестройке с компаниями «Ниппон Сёкубай», «Мицубиси Хэви Индастрис» и «Содзицу», результатом чего явилось завершение строительства завода и его запуск. Этот завод, по сей день работающий на полную мощность, способствует поддержанию доверия к японским предприятиям и демонстрирует высоту технологического уровня японских товаров.

Японской стороне тоже пришлось преодолеть много трудностей, но, считается, что успех этого проекта во многом отсылает нас к «целеустремлённости российского руководства», решившегося в начале 2000 года взять на себя риск постройки завода в несколько сотен миллионов йен. Это хороший пример успеха в производстве комплектующих на базе эффективного использования отрицательного наследства Советского Союза и собственных ресурсов. В советское время Дзержинск был центром химической промышленности, но после экономического упадка, многие заводы закрыли. В дальнейшем вокруг этого завода акриловой кислоты ожидается активное вложение капитала.

Мне приходится часто посещать Уральский регион в связи с продвижением проекта производства специального оборудования с использованием японских технологий на заводах тяжёлой промышленности в регионах, и здесь в начале каждого месяца руководству отправляются фотографии примерно 15 заводов, образующих сеть, и производится награждение за порядок и налаженную работу. Создаётся атмосфера единства среди работников. Административная работа протекает быстро, а люди, работающие на заводах, и руководство исполнены жаждой деятельности. Со стороны уже сотрудничающего с нами завода в Перми мне даже приходилось слышать признания в том, что сотрудничество с японскими предприятиями во многом научило японской манере работать, о чём поведал сильно выпивший собеседник на банкете.

Японцы, способные понять русских

«Возникновение модели коллаборационистского государства без элементарных политических свобод», «Выход на сцену секретного империализма», «Империя тьмы» -существует много эпитетов, обозначающих политическую нестабильность в России. Тем не менее, американские и европейские компании решительно действуют, проводя самостоятельно анализ риска и делая прогнозы по поводу вложения капитала в сырьё, покупку центральных заводов и прочее. В проектах с привлечением большого объёма инвестиций часто бывает, что условием их принятия является сторона, берущая на себя риск, и решение этой проблемы выступает и в качестве большой перспективы.

Вероятно, Россия - та страна, где существует бесконечно много возможностей для комбинирования вариантов планирования нового товарооборота и повышения цены товаров путём придания дополнительной стоимости сырью сначала в России и последующего привлечения японских технологий. Такой путь будет способствовать симпатии по отношении к российскому соседу и покажет, насколько можно расширить области, где есть перспективы бизнеса.

Русские, способные понять японцев

Во время переговоров с государственным предприятием «Газпром» меня спросили: «Ты понимаешь разницу между Мураками Рю и Мураками Харуки?». Собеседник, прочитав книги в русском переводе, выражал одобрение по отношению к сюжетам и мировоззрению Мураками Рю, говоря, что у него более глубокие произведения, чем у сравнительно читаемого в России Харуки, и идеи тоже замечательные. Он спрашивал моё мнение. Это было приятной неожиданностью, и я ответил, что сам с удовольствием читаю произведения Мураками Рю и нахожу их интересными. Я никак не ожидал, что на переговорах зайдёт разговор о Мураками Рю, но таким образом и беседа, и переговоры оживились.

Если сравнить с информацией о России, доступной в Японии, то окажется, что информация о Японии в России отличается обилием и по количеству, и по качеству. В представительстве нашей компании среди местных сотрудников есть молодой человек, являющийся последователем течения Урасэнкэ в чайной церемонии. Он также обладает глубокими знаниями об Индии. Старательно работает. Кроме того, есть русский сотрудник, имеющий опыт работы в Китае и говорящий по-китайски. В последнее время я часто ощущаю, что у России, может, оттого, что она граничит с 18 странами, есть сила понимать не только японскую культуру, но и другие всевозможные культуры. В этом источник появления симпатии.

Русский характер

На юге России, на улице Волгограда я встретился с человеком, показывавшим звёзды в телескоп. Два года назад осенью я посетил город Волгоград (бывший Сталинград) на юге России, ставший опорным пунктом контрнаступления, остановившего захват Советского Союза нацистскими войсками Германии во время Второй Мировой Войны. После совещания принимающая сторона показала мне памятник «Родина-мать» на Мамаевом кургане (памятник высотой 90 метров, если учесть высоту меча в руке). В России понимание культуры и истории определённого места считается важнее бизнеса.

После того как я попрощался с показавшими мне памятник и поблагодарил их, уже вечером, когда начал клониться к закату длинный летний день, я шёл по городской алее с местным сотрудником. Заметив, что молодые парочки и родители с детьми оживлённо выстроились в очередь, мы тоже присоединились к ним. Это была очередь к человеку с телескопом. Он зарабатывал деньги, выставив на дороге треножник телескопа: «Сюда-сюда, сегодня виден Сатурн. Одним глазом 10 рублей (около 40 йен). Двумя глазами (правым и левым) 20 рублей. Ну, становитесь, становитесь». Подошла наша очередь смотреть. Немного доплатив к цене за два глаза, мы заглянули в телескоп вместе, каждый одним глазом. В телескопе показалось, как слегка колеблется Сатурн.

Уникальное информационное издание для японцев

Для тех, кто, прочитав эту статью, не смог переварить информацию о России. Существует информационное издание, активно распространяющее новости о России на японском языке "Rotobo Moscow News", которое выпускает московский офис Общества Внешней Торговли с Восточной Европой. Выходит оно 15 раз в год. В конце 2005 года вышел 50-й номер. Новейшие данные по экономике, интервью с менеджерами, разные темы - всё это излагается мастерски и с фотографиями, легко читается, без предвзятостей с пониманием проблем говорится об истинном образе нынешней России, где обнародовано всё, что скрывалось в советскую эпоху. Можно использовать издание как путеводитель для бизнесменов или туристов или просто познавательную брошюру. Можно найти в Интернете по словам "Rotobo Moscow".

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях