Торгово-экономические отношения между Эстонией и Петербургом начинают возрождаться. Однако если в советский период зависимость эстонского рынка от Союза составляла 97%, то в наши дни большую заинтересованность в любви и дружбе проявляет российская сторона. Эстонцы, говоря о важности шагов навстречу друг другу, похоже, удовлетворены существующими темпами роста торгово-экономических связей, одновременно деликатно предъявляют российским коллегам стандартную для нашей страны претензию - ту, что о дорогах.
Под флагом свободной любви
Спустя годы после распада Советского союза, когда в Эстонию из Питера «мотались», как в соседний магазин (вспомним рассказы Сергея Довлатова, когда он оказывался на пустынных улицах Таллина, случайно уехав туда на такси), оказалось, что теперь это сделать не так-то просто. Правда, и желание у «сторон» общаться пока так же не много. Однако власти Петербурга и представители эстонской стороны убеждены, что надо возрождать торгово-экономические отношения. Но теперь уже не на «плановой основе», а под флагом свободных экономических отношений. И «притирка» в рамках этой «свободной любви» проходит не очень гладко.
«По-деловому мы с Эстонией общаемся с 1999 года, - рассказал на заседании дискуссионного клуба «Санкт-Петербург и Эстония на пути расширения сотрудничества» Сергей Марков, заместитель председателя петербургского комитета по внешним связям. - А в этом году мы решили придать этому общению еще большее значение». Сергей Марков не пояснил, чем примечателен 2006 год для любви Петербурга и соседней страны. Однако из его сетования, что «Эстония остается для нас одновременно далекой и близкой», можно сделать вывод, что дел еще по горло и начинать, действительно, надо бы уже сейчас.
Эх, дороги...
Основная проблема, по мнению большинства участников дискуссионного клуба, заключается в отсутствии самой простой и самой первой составляющей – транспорта. «Когда-то из Питера в Таллин и обратно был и поезд, и самолет, даже пытались организовать паромное сообщение, а сейчас есть только автобус», - сообщил Сергей Марков. А серьезный бизнес в автобусе не очень комфортно себя чувствует. «Когда я был студентом, было шесть поездов в день, а теперь – ни одного. И паром был», - подхватил нить воспоминаний Янус Роотси, консул Генерального консульства Эстонской республики в Петербурге. По его мнению, если дорожная связь будет налажена вновь, то может быть «люди потянутся»...
Попытавшись, видимо, решить вопрос одним махом, Сергей Марков обратился к представителям компании «Евролайнс» с вопросом, не собираются ли они прикупить самолет и наладить воздушное сообщение между городом на Неве и Таллином? «Мы – автобусная компания, - напомнил ему генеральный директор ЗАО «Евролайнс» Эдгар Пфау. – Ежедневно по этому направлению у нас отправляется по 10 рейсов, зимой – 7-8 рейсов. С 1998 года пассажиропоток увеличивается на 20% ежегодно». А на самолеты денег нет, - то ли с сожалением, то ли с радостью сказал Эдгар Пфау.
По мнению бизнесмена Дмитрия Смирнова, живущего в Таллине, сейчас между «соседями» курсирует достаточно небольшой поток людей, чтобы пускать туда-обратно авиарейсы. Потому с новыми силами пытающиеся расширить сотрудничество России и Петербурга взялись за решение железнодорожного вопроса, который пока тоже стоит на месте.
«Я считаю, что основная проблема состоит в плохом менеджменте железнодорожников как эстонских, так и, наверное, наших, - поделился мыслями Сергей Марков. - В феврале 2006 года обеими сторонами было принято решение о введении поезда Таллин - Петербург. ОЖД тут же составила расписание его движения, но от эстонской стороны до сих пор нет никакой информации на этот счет». Сетуя на неспешность заграничных коллег, Марков сообщил, что он спрашивал у бизнесменов – они готовы платить за поезд, как за самолет, если там будет удобное расписание и соответствующий сервис. Потому как ездить на автобусах серьезному бизнесу «не к лицу», - полагает Марков. А поскольку на заседании не было железнодорожников, вопрос пока остался открытым.
«Я часто езжу из Таллина в Петербург на машине, - перешел к автомобильному транспорту Дмитрий Смирнов. - Вроде бы около 300 километров пути... Однако я делаю вывод, что быстрее добраться из Эстонии в Африку, например, на самолете. Всегда сталкиваюсь с различными непредсказуемыми ситуациями на русской границе. Во-первых, тамошние правила постоянно меняются. Зачастую мне надо делать пять остановок, для меня непонятных: на одной выписывают какие-то бумаги, на второй смотрят паспорт, на третьей - машину, на четвертой дают еще какие-то бумажки, а на пятой останавливают, чтобы козырнуть и открыть шлагбаум. Неужели все это нельзя делать за один раз? В итоге люди стоят на границе по 8-9 часов. Вторая возникающая «неприятность» - после Ивангорода на пути в Петербург дорога становится просто отвратительной».
«Это – проблема федерального уровня со стороны России», - ответствовал ему Янус Роотси. – Например, на наш вопрос местным коллегам, почему вы не убираете от мусора и грязи свою автомобильную трассу, переходящую через границу в эстонскую, нам ответили, что это трасса находится под федеральным ведением». По признанию Роотси, он надолго задумался над этим вопросом.
Торговля и экономика
По данным представителя по экономическим связям «Энтерпрайз Эстония» Тоомаса Кястика, за 10 лет товарообмен между Эстонией и Россией увеличился в 4 раза. Причем в последние годы рост составляет порядка 34%. За последний год сумма товарооборота превысила 1 миллиард евро. Положительная динамика наблюдается на рынке строительных материалов, металлообработки, машиностроения, а также в пищевой отрасли, транспортной, текстильной и т.д.
«Динамика, конечно, есть, - мягко согласился с ним Сергей Марков. – Но она такая же, как у Петербурга с Новой Зеландией или Польшей. А ведь именно у Эстонии с нами – самое короткое транспортное плечо».
Туризм
Эстонцы не спешат в Петербург, чтобы насладиться его культурными ценностями. Потому как духовное духовным, а «за те же деньги можно отдохнуть в Майами», - полагают в компании «Евролайнс». Кроме того, в Петербурге, по мнению Дмитрия Смирнова, недостаточно доступных отелей класса 3 звезды.
Петербуржцы же не едут отдыхать в Эстонию, потому что... отучились за постсоветский период, полагает Дмитрий Смирнов. «Старым знакомым» прибалтийским курортам теперь предпочитают Турцию, которая по стоимости выливается примерно в те же деньги. Однако, по данным Северо-западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, количество выездов с туристическими целями в Эстонию из Петербурга резко вырос. Например, только за последние полгода число выехавших на отдых в Эстонию выросло на 124%.
Операторы не сомневаются - рост действительно значительный. Особенно активно народ ехал именно в первой половине года - зимой, на Рождество. Всем известно, что многие эстонские гостиницы готовят праздничные программы конкретно для туристов из России.
«По визам у нас четко виден рост ходатайствующих лиц, - подтвердил эту мысль Янус Роотси. И тут же высказал претензию, впрочем, уже практически решенную: наше каменное здание, к сожалению, так же не растет». В результате, по его словам, появляются очереди, в которых люди вынуждены стоять и при 35 градусной жаре, и при 30 градусном морозе. Однако, заметил Роотси, с администрацией Петербурга уже достигнуты все согласования, чтобы «построить временный дом, чтобы улучшить выдачу виз».
Наталия Веденеева,
Фонтанка.ру