Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес До Таллина даллеко? Теперь даллеко...

До Таллина даллеко? Теперь даллеко...

361

Торгово-экономические отношения между Эстонией и Петербургом начинают возрождаться. Однако если в советский период зависимость эстонского рынка от Союза составляла 97%, то в наши дни большую заинтересованность в любви и дружбе проявляет российская сторона. Эстонцы, говоря о важности шагов навстречу друг другу, похоже, удовлетворены существующими темпами роста торгово-экономических связей, одновременно деликатно предъявляют российским коллегам стандартную для нашей страны претензию - ту, что о дорогах.

Под флагом свободной любви

Спустя годы после распада Советского союза, когда в Эстонию из Питера «мотались», как в соседний магазин (вспомним рассказы Сергея Довлатова, когда он оказывался на пустынных улицах Таллина, случайно уехав туда на такси), оказалось, что теперь это сделать не так-то просто. Правда, и желание у «сторон» общаться пока так же не много. Однако власти Петербурга и представители эстонской стороны убеждены, что надо возрождать торгово-экономические отношения. Но теперь уже не на «плановой основе», а под флагом свободных экономических отношений. И «притирка» в рамках этой «свободной любви» проходит не очень гладко.

«По-деловому мы с Эстонией общаемся с 1999 года, - рассказал на заседании дискуссионного клуба «Санкт-Петербург и Эстония на пути расширения сотрудничества» Сергей Марков, заместитель председателя петербургского комитета по внешним связям. - А в этом году мы решили придать этому общению еще большее значение». Сергей Марков не пояснил, чем примечателен 2006 год для любви Петербурга и соседней страны. Однако из его сетования, что «Эстония остается для нас одновременно далекой и близкой», можно сделать вывод, что дел еще по горло и начинать, действительно, надо бы уже сейчас.

Эх, дороги...

Основная проблема, по мнению большинства участников дискуссионного клуба, заключается в отсутствии самой простой и самой первой составляющей – транспорта. «Когда-то из Питера в Таллин и обратно был и поезд, и самолет, даже пытались организовать паромное сообщение, а сейчас есть только автобус», - сообщил Сергей Марков. А серьезный бизнес в автобусе не очень комфортно себя чувствует. «Когда я был студентом, было шесть поездов в день, а теперь – ни одного. И паром был», - подхватил нить воспоминаний Янус Роотси, консул Генерального консульства Эстонской республики в Петербурге. По его мнению, если дорожная связь будет налажена вновь, то может быть «люди потянутся»...

Попытавшись, видимо, решить вопрос одним махом, Сергей Марков обратился к представителям компании «Евролайнс» с вопросом, не собираются ли они прикупить самолет и наладить воздушное сообщение между городом на Неве и Таллином? «Мы – автобусная компания, - напомнил ему генеральный директор ЗАО «Евролайнс» Эдгар Пфау. – Ежедневно по этому направлению у нас отправляется по 10 рейсов, зимой – 7-8 рейсов. С 1998 года пассажиропоток увеличивается на 20% ежегодно». А на самолеты денег нет, - то ли с сожалением, то ли с радостью сказал Эдгар Пфау.

По мнению бизнесмена Дмитрия Смирнова, живущего в Таллине, сейчас между «соседями» курсирует достаточно небольшой поток людей, чтобы пускать туда-обратно авиарейсы. Потому с новыми силами пытающиеся расширить сотрудничество России и Петербурга взялись за решение железнодорожного вопроса, который пока тоже стоит на месте.

«Я считаю, что основная проблема состоит в плохом менеджменте железнодорожников как эстонских, так и, наверное, наших, - поделился мыслями Сергей Марков. - В феврале 2006 года обеими сторонами было принято решение о введении поезда Таллин - Петербург. ОЖД тут же составила расписание его движения, но от эстонской стороны до сих пор нет никакой информации на этот счет». Сетуя на неспешность заграничных коллег, Марков сообщил, что он спрашивал у бизнесменов – они готовы платить за поезд, как за самолет, если там будет удобное расписание и соответствующий сервис. Потому как ездить на автобусах серьезному бизнесу «не к лицу», - полагает Марков. А поскольку на заседании не было железнодорожников, вопрос пока остался открытым.

«Я часто езжу из Таллина в Петербург на машине, - перешел к автомобильному транспорту Дмитрий Смирнов. - Вроде бы около 300 километров пути... Однако я делаю вывод, что быстрее добраться из Эстонии в Африку, например, на самолете. Всегда сталкиваюсь с различными непредсказуемыми ситуациями на русской границе. Во-первых, тамошние правила постоянно меняются. Зачастую мне надо делать пять остановок, для меня непонятных: на одной выписывают какие-то бумаги, на второй смотрят паспорт, на третьей - машину, на четвертой дают еще какие-то бумажки, а на пятой останавливают, чтобы козырнуть и открыть шлагбаум. Неужели все это нельзя делать за один раз? В итоге люди стоят на границе по 8-9 часов. Вторая возникающая «неприятность» - после Ивангорода на пути в Петербург дорога становится просто отвратительной».

«Это – проблема федерального уровня со стороны России», - ответствовал ему Янус Роотси. – Например, на наш вопрос местным коллегам, почему вы не убираете от мусора и грязи свою автомобильную трассу, переходящую через границу в эстонскую, нам ответили, что это трасса находится под федеральным ведением». По признанию Роотси, он надолго задумался над этим вопросом.

Торговля и экономика

По данным представителя по экономическим связям «Энтерпрайз Эстония» Тоомаса Кястика, за 10 лет товарообмен между Эстонией и Россией увеличился в 4 раза. Причем в последние годы рост составляет порядка 34%. За последний год сумма товарооборота превысила 1 миллиард евро. Положительная динамика наблюдается на рынке строительных материалов, металлообработки, машиностроения, а также в пищевой отрасли, транспортной, текстильной и т.д.

«Динамика, конечно, есть, - мягко согласился с ним Сергей Марков. – Но она такая же, как у Петербурга с Новой Зеландией или Польшей. А ведь именно у Эстонии с нами – самое короткое транспортное плечо».

Туризм

Эстонцы не спешат в Петербург, чтобы насладиться его культурными ценностями. Потому как духовное духовным, а «за те же деньги можно отдохнуть в Майами», - полагают в компании «Евролайнс». Кроме того, в Петербурге, по мнению Дмитрия Смирнова, недостаточно доступных отелей класса 3 звезды.

Петербуржцы же не едут отдыхать в Эстонию, потому что... отучились за постсоветский период, полагает Дмитрий Смирнов. «Старым знакомым» прибалтийским курортам теперь предпочитают Турцию, которая по стоимости выливается примерно в те же деньги. Однако, по данным Северо-западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, количество выездов с туристическими целями в Эстонию из Петербурга резко вырос. Например, только за последние полгода число выехавших на отдых в Эстонию выросло на 124%.

Операторы не сомневаются - рост действительно значительный. Особенно активно народ ехал именно в первой половине года - зимой, на Рождество. Всем известно, что многие эстонские гостиницы готовят праздничные программы конкретно для туристов из России.

«По визам у нас четко виден рост ходатайствующих лиц, - подтвердил эту мысль Янус Роотси. И тут же высказал претензию, впрочем, уже практически решенную: наше каменное здание, к сожалению, так же не растет». В результате, по его словам, появляются очереди, в которых люди вынуждены стоять и при 35 градусной жаре, и при 30 градусном морозе. Однако, заметил Роотси, с администрацией Петербурга уже достигнуты все согласования, чтобы «построить временный дом, чтобы улучшить выдачу виз».

Наталия Веденеева,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях