С корреспондентом «Фонтанки» недавно снова приключилась неприятность. Вернувшись с очередного задания, корреспондент увидела страшную картину: ее единственный автомобиль погружали на эвакуатор. Пришлось ложиться под колеса, а заодно узнавать, когда и как можно законно забрать «потерянную» машину, и сколько это стоит.
Ранним субботним утром с корреспондентом «Фонтанки» снова приключилась неприятность. Вернувшись с очередного задания, корреспондент увидела страшную картину: ее единственный автомобиль погружали на эвакуатор. Ситуация, знакомая почти каждому. И дело даже не в том, что корреспондент, как всегда, злостно нарушила правила парковки на улице Савушкина. Нарушила – готова штраф платить. Тем более, что уже вступили в законную силу правила: успел – забрал. Вот только объяснять двум взрослым мужчинам, один из которых, между прочим в форме, спрятался в кабину эвакуатора, что они немедленно должны спустить транспортное средство с эвакуатора, ей как девушке хрупкой было достаточно сложно. Тем более, что «узаконенные грабители» уже намеревались удалиться со своей добычей. Делать нечего – пришлось ложиться под колеса...
Есть владельцы дорогих автомобилей, которые обслуживаются в дорогих автосалонах и украшены гармоничными номерными знаками. А есть владельцы простеньких машинок, которые проще починить самому в лесу кувалдой и молотком, которым все время рекомендуют держаться в правом ряду и пропускать блестящих собратьев по дороге. Забирают на штраф-стоянки и тех, и других, потому что перед ПДД, как и перед злой женщиной с косой, все равны. Только если одни воспринимают походы по стоянкам как потерянное время и минус один – два ужина в ресторане при свечах, то для других постановка автомобиля на стоянку иногда может равняться прощанию навеки. Поэтому некоторые и ложатся под колеса, и умоляют в слезах отпустить-отдать.
По словам заместителя председателя комитета по транспорту Николая Константинова, согласно вынесенному представлению прокуратуры, автовладелец имеет право забирать свой автомобиль в любой момент. «Даже когда его машина стоит уже на эвакуаторе. Владелец авто должен заплатить штраф в размере 50 рублей и может забирать свою машину. Если ему не дали забрать машину с эвакуатора, то владелец автомобиля имеет право подавать в суд», - сообщил Константинов. Вот только доказывать потом, что ты был прав, порой обходится еще дороже. Вот, например, один питерский автолюбитель, как ранее сообщала «Фонтанка», один суд уже проиграл.
Другой вопрос, которым можно всерьез задаться, это из каких соображений в принципе рассчитывается работа эвакуатора. Мы уже привыкли к тому, что это стоит около 3000 рублей. Однако не понятно, за что в таком случае платит нарушитель: то ли бензин для эвакуаторов золотой, то ли амортизация при погрузке одного автомобиля бешеная, то ли возить чужой транспорт приходиться через весь город и пригород, да за Ленинградскую область и обратно окружными путями? Ведь работа коммерческого эвакуатора по вызову (он приезжает в случае поломки автомобиля) стоит 800 рублей в час! В то же время один знакомый пострадавшего корреспондента, водитель «штафного» эвакуатора, недавно купивший себе весьма недешевую иномарку, говорит, что за два месяца накопил больше половины стоимости и беспроцентный кредит взял. Участники же рынка этот бизнес считают не слишком прибыльным. По словам руководителя Ассоциации спецплощадок Бориса Вьюшкина, если бы уполномоченные компании (их в городе шесть) занимались бы только эвакуацией нарушителей, то могли бы и разориться. Ведь в день со всего города удается собрать все-то сотню машин. Вчера, например, был «урожайный» день – эвакуаторы собрали 135 автомобилей. Если помножить на 3000 тысячи рублей (мы еще не считаем квитанции в Сбербанк по 300 рублей с каждого), то получится больше 400 тысяч рублей за день, или почти 150 миллионов «годовых». Вот такой убыточный оборот!
По словам Николая Константинова, нынешний тариф был сформирован в недрах комитета экономического развития, промышленной политики и торговли есть еще при небезызвестном Владимире Бланке. Теперь функции контроля над тарифообразованием в сфере вывоза автомобиля на штрафстоянки переданы в комитет по тарифам Смольного. «Я думаю, они еще раз их пересмотрят, - считает Константинов. - Тарифы сегодня таковы потому, что эвакуатор чаще всего работает вхолостую. Сотрудник ГИБДД вызывает эвакуатор, а в этот момент появляется владелец автомобиля, платит штраф и увозит машину. Между тем при расчете тарифа учитываются и холостые вызовы. Ведь все эти службы надо содержать, платить за аренду, людям надо платить зарплату. Потом все затраты суммируются и раскладывается на среднее количество вызовов. Поэтому автовладелец, машину которого увезли, платит и за холостые пробеги эвакуатора».
Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» заместитель председателя комитета по тарифам Дмитрий Коптин, пересмотр тарифов действительно ожидается. По некоторой информации, в сторону увеличения. «У меня нет информации, что тарифы будут уменьшаться, - сообщил Константинов. - Я просто не сомневаюсь, что тарифный комитет займется их внимательным изучением».
«Ну мы ведь не виноваты, девушка, что губернатор и ваше правительство такие правила установили, - говорили корреспонденту работники эвакуатора, - ну не повезем мы на штраф-стоянку, мы вас здесь отпустим, и всех денег не заберем, мы только две тысячи возьмем... И вообще, девушка, не вешайте вы знак «чайника», он вам не идет. А если уж вы злостная нарушительница... вы лучше знак инвалида повесьте, мы такие не забираем...». Как сообщил один из юристов Смольного, до того, как сотрудник ГИБДД составил акт приемки-передачи транспорта работнику эвакуатора, забрать машину еще можно. Но только озадачился, отвечая на вопрос – а что если акт уже заранее подписан сторонами, и в него нужно только номер автомобиля-нарушителя вписать? Как говорится, без комментариев.
Автомобилистам не понаслышке известно, как иногда трудно проехать по Садовой улице или по Гончарной. И не только потому, что машин в городе много, а еще и потому, что там много припаркованных. Только эвакуатору туда не проехать – тесновато. Зато на этом на Гончарной неплохо зарабатывают мальчики-зазывалы. «Вашу машину охранять надо? А то эвакуатор приедет, еще что-нибудь случится...», - вежливо предупреждают мальчики. Их ценник составляет 50 рублей. Если не заплатишь, то дальше, скорее всего, поедешь на спущенных колесах, или что-нибудь похуже случится, как однажды у той же злосчастной корреспондентки. Постепенно по дороге на задание колеса начала вытекать тормозная жидкость, что привело к ДТП... недалеко от крематория...
Бизнес есть бизнес, теневой или узаконенный – он одинаково жесток. И неважно, что на штраф-стоянках и эвакуаторах многие уже сколотили себе состояние в то время как приемлемого количества нормальных парковок в городе еще не построили. Но скоро уже водители будут брать шило и, пожалуй, ковырять колеса каждого встречного эвакуатора.
пострадавшая Александра Медведева,
сочувствующая Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру