В Петербурге за право участвовать в городской программе по созданию магазинов шаговой доступности разгорается конкуренция. Бизнес сообщество хочет сделать ассортимент предлагаемых населению товаров и услуг «все шире, шире и шире», включив туда и алкоголь, и хозяйственные товары, и бытовые услуги. Что ответит город, разработавший свое видение магазинов «в 10 минутах хотя бы от дома» без водки, пока остается загадкой. Не исключено, что идею Смольного создать сеть магазинов, в которых продавались бы товары первой необходимости, но без алкоголя, на практике окажется не осуществимой.
Водке – нет?
Задумка Смольного о создании в Петербурге магазинов шаговой доступности пришлась по душе представителям Ассоциации пищевиков, а также Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. Одобряя в целом городские начинания, бизнесмены считают, что «шаговый» доступ к товарам должен быть многоаспектным. Каждый вкладывает в это понятие свой смысл. И, конечно, свою выгоду. Ведь, по сути, потенциальные участники программы шаговой доступности борются за льготы по аренде и целевое выделение земли. Сейчас комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) прорабатывает схему субсидирования «шаговых» бизнесменов. Речь идет о существенном снижении арендных платежей.
Замглавы комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТа) Сергей Зимин накануне заявил журналистам, что «льгот по аренде для тех, кто торгует водкой, не будет». Из подакцизных товаров исключение, скорее всего, составят лишь пиво и сигареты. Однако у исполнительного директора Союза предприятий пищевой промышленности Петербурга Александра Зорина на этот счет другое мнение, которое он активно продвигает на городском уровне. Например, на выставке «Агрорусь» он продемонстрировал губернатору Петербурга Валентине Матвиенко свою «многосегментарную» концепцию, которая, по его словам, дополняет КЭРПиТовскую. К концу года с 200 уже существующими магазинами Зорин хочет договориться работать по шаговой программе – с приоритетом продукции местных производителей, без взвинчивания цен и т.д. По идее Александра Зорина, эти магазины будут торговать подакцизными товарами (в том числе и крепким алкоголем), которые по площадям займут не больше 25%.
Пока ресурсов от городского правительства, по словам Зорина, не требуется. А вот в 2007 году, чтобы программа продолжалась, надо, чтобы город выделял новые территории под магазины с льготами по арендной плате (в идеале – от 500 до 1000 магазинов в течение 2007 года). По мнению Зорина, если в депрессивных районах вообще надо исключать арендную плату шаговых магазинов, то для своего «детища» он хочет получить 50% скидку на арендную плату.
«Правительство от этих магазинов только выиграет, потому что будет получать больше налогов в бюджет, а питерские производители будут иметь в объеме реализации гораздо больше, чем они сейчас имеют в городе», - уверен Александр Зорин. По его словам, эта идея понравилась Валентине Матвиенко, которая прямо на выставке «Агрорусь» дала ему поручение, чтобы в декабре 200 магазинов работали в таком формате.
Однако в КЭРППиТе в эту идею не верят. «Зорин при всем его желании не сможет обеспечить широкий ассортимент продукции. Ему придется создавать оптовую базу и 70% товара закупать на стороне. Эта идея обречена», - полагает Сергей Зимин.
Возвращение к метро
«Источник проблемы, которая заставила говорить о магазинах шаговой доступности, в первую очередь, рождается в «бесконтрольном наступлении крупных торговых сетей, - полагает председатель совета петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. - По отчету Петростата товарооборот всех крупных торговых предприятий города за январь-июнь составил 68%. Подобный отчет КЭРПиТ называет цифру 69%.С точки зрения так называемых европейских стандартов – это запредельные показатели».
В Петербурге оборот малого бизнеса составляет всего 23%, а, к примеру, в Греции - 84% от ВВП, в Швейцарии – 98%. По мнению Третьякова, крупные сети, пользуясь свободой и отношением к этому вопросу правительства «заказывают» местным производителям запредельные условия работы. Так, в разработанной КЭРППиТом «Концепции потребительского рынка» черным по белому написано о приоритетном привлечении в Петербург крупных торговых сетей.
Ликвидация торговых павильонов у станций метрополитена дала «результат»: сегодня и за сигаретами, и за хлебом, или за средством для мытья окон, часто приходится ехать на машине «за три девять земель». 5 лет назад в Петербурге насчитывалось порядка 900 торговых точек у метро, сегодня – 250. И вряд ли такая «зачистка» устраивает большинство петербуржцев. Многие дамы, кстати, жалуются, что теперь, например, стало совсем негде «по пути» купить те же, пардон, колготки. По мнению Алексея Третьякова, в «шаговых» магазинах, помимо продуктов и хозтоваров, должны предоставляться и бытовые услуги, которых сейчас в городе так же «днем с огнем...».
В этой связи идеи как «пищевика» Зорина, так и Смольного, кажутся Третьякову не достаточно удачными из-за узости сегмента. «На 150 квадратных метров не разместить все необходимые товары и услуги, - полагает он. - Ведь существуют нормы СЭС, понятие товарного соседства...». Список же «зоринских» объектов, считает Третьяков, «вряд ли адекватен», поскольку 200 таких магазинов найти в городе очень сложно. Ведь у КУГИ, как известно, проблема с нехваткой помещений для сдачи в аренду из-за изменений в федеральном законодательстве, заставившем избавиться от «непрофильной недвижимости», стоит в полный рост. «А собственников торговых помещений надо еще очень сильно заинтересовать для участия в подобном предприятии», - полагает Алексей Третьяков.
Решение проблемы Ассоциация малого бизнеса в сфере потребительского рынка видит в еще одном возможном «шаговом секторе». «В городе есть 251 комплекс мелкорозничной торговли с метражом от 100 квадратных метров до 5 тысяч квадратных метров, - говорит Алексей Третьяков. - Их преимущество – в «обжитости» коммуникациями, электричеством и т.д.». По мнению Третьякова, их можно перестроить «незадорого», обустроив под бытовые услуги (химчистки и т.д.), к примеру, освободившиеся помещения из-под игровых автоматов, которые запрещены с сегодняшнего дня.
Да и торгующие в этих магазинах теми же продуктами и хозтоварами «обитатели», готовы скорректировать свой ассортимент под «шаговую» программу. Взамен бизнесмены хотят получить гарантированный срок аренды не меньше 10 лет, взамен существующих 1-3 лет. По словам Третьякова, на эту инициативу КЭРПиТ ответил расплывчато: «ваше предложение будет рассмотрено в рамках существующего законодательства».
А как именно – никто не знает. «На сегодняшний день нет даже четко прописанного понятия, что есть магазин шаговой доступности, - удивляется Третьяков. По словам Зимина, в сентябре программа по магазинам шаговой доступности должна быть представлена правительству. До этого, по его словам, все предложения, которые идут в эту программу, будут скоординированы.
По мнению Третьякова, до того, как будет принято соответствующее правительственное постановление, сей документ в идеале неплохо было бы обсудить с участием широкой общественности.
Наталия Веденеева,
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру
СПРАВКА:
Магазины шаговой доступности «придумала» губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Весной этого года она предложила открыть около 200 магазинов, которые находились бы в непосредственной близости от жителей города, во всех жилых кварталах и торговали продуктами первой необходимости преимущественно местных производителей.
Разработку данной концепции губернатор поручила КЭРППиТ. По словам заместителя председателя комитета Сергея Зимина, перечень депрессивных территорий, где практически нет торговли товарами повседневного спроса, сейчас составляется. Их будет около 180. Планируется провести конкурс, на котором предпочтение будет отдано предпринимателям, представившим наиболее минимальную по бюджету концепцию.
Предприниматели должны будут включать в ассортимент не менее 70% продукции местных производителей и не взвинчивать цены. Площадь новых магазинчиков, часть из которых расположится в центре Петербурга, будет составлять примерно 150 квадратных метров.