Уже в январе охранники бизнес-центров, старательно переписывающие паспортные данные посетителей, могут оказаться под судом – собирать персональные данные можно будет только с согласия граждан. В такую же ситуацию принятый в июле Федеральный закон «О персональных данных» ставит все сферу обслуживания – туристические агентства, торговые предприятия, принимающие кредитные карты, авиакассы и т.д.
Не пущу!
Для обработки любых сведений о гражданине (даже сочетание его фамилии и имени, равно как дату и место его рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и т.д.) нужно получить согласие субъекта персональных данных [самого гражданина]. Под обработкой понимается, в том числе, накопление и хранение. То есть охранник может, например, прочитать паспорт, но записать в журнал – уже накопление. Согласие должно быть письменным и содержать подробные сведения о лице, собирающем сведения, о целях обработки, срок действия согласия и т.д. То есть легитимно записывать данные входящих в бизнес-центр можно, только заключив в посетителем пространных договор.
Что же делать, если после 25 января, когда вступит в силу закон, те же охранники будут так же списывать данные? Согласно принятому в 2002 году Кодексу РФ об административных правонарушениях, нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) грозит организациям-нарушителям штрафом до 100 МРОТ, плюс еще 10 МРОТ на должностное лицо. Более суровое наказание – исправительные работы на срок до одного года или арест на срок до четырех месяцев – предусмотрено статьей 137 Уголовного кодекса РФ за «незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, совершенное с использованием своего служебного положения».
Вот только что такое сведения о частной жизни лица? Комментирую применение этой статьи, профессор кафедры уголовного права юрфака МГУ Геннадий Борзенков указывает, что «личную или семейную тайну составляют сведения, не подлежащие, по мнению лица, которого они касаются, оглашению». Даже при такой трактовки паспортные сведения явно не относятся к личной тайне. А вот факт посещения гражданином того же бизнес-центра он может считать даже семейной тайной (может, он к любовнице ходил).
Устранить противоречия должен законопроект, который уже рассмотрен Госдумой в первом чтении. Он вносит поправки в два десятка действующих законов, приводя их в соответствие с ФЗ «О персональных данных». В нем правительство России предлагает оставить исключительно административные санкции за нарушение процедуры обработки сведений о гражданах. «В дополнение к административной ответственности, предусмотренной проектом, целесообразно рассмотреть возможность введения уголовной ответственности за распространение персональных данных путем уточнения положений статьи 137 Уголовного кодекса РФ», – предлагает глава комитета по безопасности парламента Владимир Васильев.
Договор дороже закона
При всей строгости нового закона любая компания может собирать и обрабатывать данные своих клиентов: согласие субъекта персональных данных не требуется в случае, если обработка осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является сам субъект. Это касается и покупки туристических путевок, билетов, иных товаров (услуг), когда фиксируются сведения о клиенте. Но все эти сведения должны собираться и использоваться только в целях исполнения договора и, соответственно, в соразмерном объеме. Например, Coca-Cola вряд ли сможет доказать, что для исполнения устного договора о дарении бокала подростку, накопившему пять пробочек от бутылочек, надо собирать все его данные и еще фотографировать.
Отдельная статья закона посвящена использованию адресных баз для маркетинга: обработка персональных данных в целях продвижения товаров (работ, услуг) путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Причем доказывать наличие такого согласия должен тот, кто продвигает товар. Также назойливый продавец обязан по первому требованию прекратить обработку данных (то есть удалить их).
Данная обязанность касается также и добросовестных туристических агентств и тому подобных компаний. То есть после возвращения из поездки вы можете заявить: цель обработки персональных данных достигнута, и на основании статья 21 закона я прошу уничтожить соответствующие сведения. Компания обязана это сделать в трехдневный срок, отдельно уведомив об этом амбициозного туриста.
Черная VISA
Новый закон поможет защитить не только таких амбициозных граждан. «Фонтанка» уже писала о том, как кассир магазина «Альтернатива синицы» копировал сведения о предъявленных к оплате кредитных карточках. Эти сведения в дальнейшем использовались для мошенничества. В последнее время ряд магазинов (в том числе «Кей», «Связной» и др.) со ссылкой на некое указание банка списывает паспортные данные владельца карты. Сами банкиры, к которым журналист «Фонтанки» обратился за разъяснениями, опровергли наличие таких указаний. В РУВД Центрального района игнорировали заявление о нарушении закона – пока не украли, все нормально.
Не исключено, что компании будут включать в договора условие о предоставлении им неограниченных прав на распространение сведений клиентов. Например, в правилах, под которыми в течение нескольких лет вынуждены были подписываться все клиенты сотовой связи «Билайн», указано, что оператор может передавать любые сведения об абоненте третьим лицам и использовать для информационно-справочного обслуживания. Причем к таким сведениям относятся не только ФИО абонента, но и информация о звонках, платежах и т.д. Не хочешь – иди к другому оператору. Не менее любопытные условия содержат другие правила, которые принимают все, получающие от Coca-Cola бокальчик за пять пробочек: «Факт участия в рекламной кампании означает, что участники соглашаются с тем, что их имена, фамилии, фотографии и иные материалы о них могут быть использованы компанией The Coca-Cola Company, ее уполномоченными производителями и/или ее рекламными агентствами в рекламных целях в любой стране мира без уплаты какого-либо вознаграждения участникам».
Павел Нетупский,
специально для «Фонтанка.ру»