Отечественный зритель пошел в кино на наши фильмы, - причем не только коммерческие. Снимать авторское кино надо, даже если никто его сейчас не оценит, - для потомков. А лицензионные фильмы нужно продавать чуть дороже пиратских, тогда-то настоящее искусство дойдет до масс, а мошеннический бизнес будет невыгоден. Такие заявления сделал сегодня Дмитрий Месхиев.
«Кайфа на облаке в российском кино пока нет», но индустрия действительно развивается огромными темпами, так сформулировал общее состояние российского кино Дмитрий Месхиев. Празднование Дня кино стало поводом для того, чтобы побеседовать о сегодняшнем состоянии российского кинематографа с известным петербургским режиссером и продюсером.
Сегодняшнее российское кино, по мнению Месхиева, можно разделить на две части. Первая - это некоммерческое авторское кино с колоссальными традициями советского и российского авторского кинематографа. Вторая - кино сделанное по голливудскому принципу «бизнес + искусство». Петербургский режиссер не открыл Америки, заявив, что бурное развитие переживает именно вторая часть. «Сегодняшний зритель воспитан на голливудском кино, он приходит в качественные кинотеатры, и ожидает увидеть на экране качественный продукт. Именно в этом и кроется успех «Девятой роты» - его создатели говорили со зрителями на знакомом им языке. Что-то такое они уже видели, только со Шварцнегером. А тут еще и «патриотический» фильм, и снято не хуже чем в Голливуде. Вот народ и пошел в кино. Так постепенно и проходит приучение зрителей к российским фильмам» - объясняет Месхиев
Причем, по мнению режиссера, хорошим показателем является то, что люди идут смотреть не только «экшен» («Дозоры», «Девятую роту»), но и «светлые фильмы о любви» (тот же «Питер ФМ»). Попаданий в цель пока не много, но и в Голливуде не все проекты одинаково успешны - три из десяти хороший результат.
Со временем, по мнению Месхиева, исправится ситуация с актерами. Сейчас «одни и те же лица пляшут на сцене, играют в мыльных операх, ведут передачи на телевидении, и играют в нормальном кино». Но, постепенно, все начинают заниматься своим делом.
Сложнее всего поддается исправлению ситуация с авторским кино. Его, по оценке мэтра, снимается довольно много (в том числе и при поддержке государства), но увидеть все эти фильмы очень трудно, а зачастую и смотреть их и незачем – под этой маркой проходит огромные объемы «псевдокино» - неинтересного ни зрителям, ни государству, ни фестивалям. Что же делать с этими фильмами?
- Финансировать, - парадоксально отвечает Месхиев. - Причем таких грандов как Сокуров, Герман или Муратова финансировать в полном объеме, а не так как сейчас. Помогать и другим режиссерам, иначе можно потерять такие шедевры, как «Возвращение». Ну и что, что сейчас эти фильмы не берутся показывать коммерческие кинотеатры. Зато будет, что показывать в будущем. Не покажут сейчас в кино, покажут через пять лет по телевизору. Ведь как сказал Бортко, «рукописи не горят»... Да и коммерческие проекты часто используют наработки кино независимого.
А вот финансирование коммерческих хитов со стороны государства, по мнению Месхиева, нужно урезать. А перспективе и вовсе прекратить: продюсеры и сами справляются. Возникает только вопрос, как четко разграничить кино авторское и коммерческое.
- Достаточно прочитать первые пять страниц сценария – если очень скучно, значит авторское, - отшучивается режиссер.
И еще одна проблема, с которой борется сегодняшнее российское кино. Пиратство. Её Дмитрий Месхиев предлагает решать экономическим способом. Продавать лицензионные диски немногим дороже пиратских.
- Если разница между пиратским диском и лицензией составляет 400 рублей, то я и сам лучше куплю два пиратских. А вот если всего 50-100, к тому же у лицензии точно хорошее качество, то тут любой обыватель выберет лицензию. Да и сами пираты не станут заморачиваться, - так выглядят азы киноэкономики от Месхиева.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру