Об этом кинематографическом жанре в приличном обществе говорить не принято, но полной картины жизни современного социума без него нарисовать невозможно. ...Вы правильно догадались, речь пойдет о порно.
Хотя бы раз в жизни порно видели все. Или почти все. Порнографическая кинопродукция из запретного плода давно превратилась в мощную индустрию. Теперь совершенно легально, и даже не краснея до трусов, можно приобщиться к образчикам этого жанра. В любом магазине товаров для взрослых вперемешку с интимными гелями и фаллоимитаторами представлен обширный ассортимент видеокассет и DVD-дисков. Все есть для всех: с альпинистами в Альпах, с монашками в монастыре, с животными на звероферме.
В этом изобилии существуют и свои шедевры, и свои звезды. Истинные поклонники собирают коллекции с участием своих любимиц и любимцев, киноведы на полном серьезе обсуждают достоинства и недостатки той или иной картины, и даже в Каннах параллельно с большим проходит мини-фестиваль порнокино Hot D’Or. Порнографический кинематограф если и не превратился в предмет искусства, но искусственным предметом для почитания стал. Ибо как в эволюции большого кино существуют свои значимые вехи, так и в развитии этого недвусмысленного жанра, освоенного кинематографическими средствами, есть своего рода вешки. Они, конечно, не выглядят настолько роскошными, но для понимания эволюции конкретного жанра определенную ценность представляют. Посмотрим же, как все начиналось...
1. «Поцелуй»
Год выпуска: 1896
режиссер: Уильям Хейц
страна производства: США
Если бы не реакция прессы, никому бы и в голову не пришло включать «Поцелуй» в список порнографических фильмов. Весь сюжет картины сводился к тому, что известный актер Джон Райс целовал взасос не менее известную актрису Ирвин Мэй. Так выглядела финальная сцена успешного бродвейского мюзикла «Вдова Джонс», и именно в таком виде зафиксировал ее на кинопленку Уильям Хейц – режиссер студии Томаса Эдисона. Этот невинный, в сущности, акт вызвал бурю. Студию Эдисона обвинили в разжигании низменных чувств, а пресса отозвалась об этом фильме как о «демонстрации скотской похоти, которую не в состоянии вынести цивилизованный человек». И тем самым спровоцировала бешеный зрительский интерес.
«Поцелуй» тиражировали на закольцованной пленке и показывали в кинетоскопах – специальных одноместных кабинках с автоматизированным киноаппаратом – в одно отверстие бросали монетку, к другому приникали глазом. Из соображений морали этот фильм в Америке был урезан до двух минут. Но Россия в плане толерантности переплюнула всех. Пока европейский зритель наслаждался полной – трехминутной – версией «Поцелуя» в одиночных камерах кинетоскопов, в Москве эту картину прокатывали на большом экране в престижном «Метрополе» и брали за входной билет аж! 5 рублей – недельное жалованье простого рабочего. «Поцелуй» Хейца – первый во всех отношениях! Это первый поцелуй, запечатленный на кинопленку, первый в истории кинематографа скандал, первое кинопроизведение, наметившее перспективы развития жанра, первый коммерчески успешный релиз студии Эдисона и первый фильм, на который был снят римейк (в 1900 году) и пародия (в 1903-м).
2. «Комната»
Год выпуска: неизвестен
режиссер: неизвестен
страна производства: США
«Комната» – это условное название целой серии фильмов, которые уже с полным правом можно назвать порнографическими, ибо они во всем «великолепии» демонстрировали сцены сексуальных соитий. Точно датировать появление первого такого фильма невозможно по многим причинам. Во-первых, это была запрещенная продукция; ее производство шло в условиях строжайшей секретности. Во-вторых, несмотря на активное развитие киноязыка в ту эпоху, такие его элементы, как монтаж, укрупнение и движение камеры, в подобных картинах не использовались; мало того, до начала 50-х годов порно было исключительно немым. В-третьих, все фильмы этой серии безлики, бессюжетны и прямолинейны – в комнату с кроватью входили двое, они раздевались, предавались любовному акту, одевались и уходили. Время от времени действие трогательно перебивалось титрами фривольного содержания. В качестве актеров в таких фильмах обычно снимались проститутки, матросы и солдаты – все безымянные. Доподлинно известно только то, что массовое распространение подобные картины получили после 1910 года.
3. «Приключения за границей»
Год выпуска: 1934
режиссер: неизвестен
страна производства: США
Год 1934-й стал переломным для жанра порно. В этот год одна американская студия выпустила картину «Приключения за границей», которая впервые в истории порнокино имела сюжетную линию. Две приличные с виду молоденькие американки совершают вояж по одной европейской стране. В Старом Свете есть чему поучиться. Искусство секса постигается американками с помощью (в порядке появления на экране): станционного смотрителя, железнодорожного рабочего, консьержа в отеле, двух портовых грузчиков и пятерых очень толстых моряков с фальшивыми бородами. Все персонажи очень выразительны, а свойственная немому кино красноречивая жестикуляция и титр «Скорее пронзи меня своим естеством, о мой лев секса!» придают этому фильму необыкновенный шарм. Картина демонстрировалась в борделях и закрытых салонах известного содержания.
4. «Тысяча и одна ночь»
Год выпуска: 1962
режиссер: Осама Тедзука
страна производства: Япония
Это самый первый в истории жанра полнометражный мультик, созданный основоположником стиля хентай-аниме. Любовь к хентай-аниме – это почти болезнь; это когда неинтересны настоящие женщины из плоти и крови. Слово «хентай» так и переводится – «извращенный». Найти в этом направлении обычный половой акт между двумя разнополыми взрослыми людьми невозможно. Хентай всегда посвящены тем или иным извращениям. Практически все хентай изображают маленьких девочек и мальчиков со взрослыми, гипертрофированными половыми органами. Непременные атрибуты – большие-большие глаза, глицериновые слезинки, школьные портфельчики, белые рубашечки и бантик на шее. Для европейцев выглядит диковато, но для японцев – вполне традиционно.
5. «Сексуальная свобода в Дании»
Год выпуска: 1970
режиссеры: М.С. Ван Хеллен и Алекс де Рензи
страна производства: Дания
В то время как в 1968 году в Дании официально разрешили прокат порнографических фильмов, в США по причине крайней непристойности были запрещены не только «Декамерон» Боккаччо, но и «Песнь песней» царя Соломона. Но бравые парни М.С. Ван Хеллен и Алекс де Рензи нашли выход, сняв документальную картину о феномене скандинавского порно. На деле это была всего лишь нарезка из датской порнухи, но благодаря закадровому комментарию журналиста-международника «Сексуальная свобода в Дании» (и последовавшая за ней «Цензура в Дании: новый подход») были допущены к прокату на широком экране. Так порно завоевало в Америке большие кинотеатры, и никто не смог бы обвинить публику в падении нравов – публика таким образом расширяла кругозор. Несомненный вклад этих фильмов в развитие жанра и общества в целом невозможно переоценить; попав под знамена сексуальной революции, они явились поводом для открытого разговора на «тему». Впоследствии де Рензи переехал в Штаты, переименовался в Алекса Борского и снял более сотни порнофильмов.
6. «Жеребец на вечеринке у Кити»
Год выпуска: 1970
режиссер: Мортон Льюис
страна производства: США
Эротические видения молодой героини фильма поражают своей откровенностью. Чего только стоит брызжущая искрами бенгальская свеча, аккуратно введенная сами понимаете куда. Однако это не перебивает общего позитивного настроя картины – в перерывах между сексом все голышом водят хороводы. Если бы не участие молодого Сталлоне, начавшего свою карьеру со съемок в порнухе, фильм не пользовался бы такой популярностью. Когда Слай благодаря «Рокки» и «Рембо» прославился, издатели выкинули на рынок допечатанный тираж. Правда, им пришлось вырезать все откровенные сцены, оставив только хороводы. Но даже в таком виде кассеты буквально сметали с полок. Позднее в интервью журналу «Playboy» Сталлоне сознался, что его гонорар за эту роль составил всего 200 долларов.
7. «За зеленой дверью»
Год выпуска: 1970
режиссеры: Арти и Джим Митчеллы
страна производства: США
Братья Митчеллы – истинные интеллектуалы. Они всегда мечтали о большом и очень авторском кино, но ничего, кроме порно, так и не сняли. Вдохновленные Антониони и ранним Дэвидом Линчем, Арти и Джим попытались создать порнофильм, насыщенный сложными семантическими рядами и флэшбэками. Впервые в истории порнуху попытались сдружить с кинематографическим концептуализмом. Получилось шедеврально. Красавицу Глорию (Мэрилин Чемберс) похищают и заставляют ублажать различных мужчин перед полным залом извращенцев обоих полов. Оргии с участием загадочных женщин в масках, свихнувшееся время и наслаждение, несущее смерть, - вот главный фон происходящего. Финал открыт, но брызги семенной жидкости, расцвеченные психоделической цветомузыкой, не оставляют никаких сомнений: милые сердцам создателей фильма 60-е оплодотворили следующее десятилетие.
«За зеленой дверью» встал в ряд целой серии картин этого жанра, которые провозгласили сексуальную революцию и новый образ жизни. Мэрилин Чемберс стала первой в истории порнозвездой и первой среди порнозвезд культовой фигурой. Восторженная публика сравнивала Чемберс с Мэрил Стрип, а Арти и Джима – с Орсоном Уэллсом. Судьбы братьев сложились трагично: в 1991 году Джим застрелил Арти и попал за решетку на 20 лет; из тюрьмы так и не вышел – умер. Но «дело» Митчеллов не осталось без продолжателей. Голливудские кинематографисты выпустили в прокат полнометражную картину, рассказывающую подлинную историю братьев, а покойный Стэнли Кубрик во время съемок «С широко закрытыми глазами» говорил журналистам, что всегда мечтал снять качественный порнофильм с хорошими актерами. «За зеленой дверью» примечателен еще и тем, что в нем впервые был показан секс белой женщины с черным мужчиной, а так же тем, что покупка билета на просмотр превратилась в акт гражданского мужества.
8. «Глубокая глотка»
Год выпуска: 1972
режиссер: Жерар Дамиано
страна производства: США
Линда пребывает в глубокой депрессии. Она любит заниматься сексом, но ей всегда чего-то не хватает. Она много экспериментирует, меняет партнеров – все без толку. Наконец она оказывается у знаменитого доктора, который находит причину ее разочарований: оказывается, клитор бедной девушки расположен не совсем в том месте, где положено... «Глубокая глотка» – это кульминация всего жанра и самый известный порнофильм всех времен и народов. «Глубокая глотка» положила начало культу орального секса и стала главным культурным событием 1972 года. Ее прокат запретили в 23 штатах, а там, где запрет наложен не был, желающие узреть порнографический блокбастер исчислялись тысячами, а поборники морали, пикетировавшие злачные кинозалы, – сотнями.
В защиту создателей этого фильма высказались многие звезды, включая Джека Николсона, термин «глубокая глотка» стал нарицательным и даже проник в официальные документы – именно под таким псевдонимом выступил главный информатор по уотергейтскому делу. Эта картина была снята всего за шесть дней и 25 тысяч долларов и до сих пор остается самым прибыльным кинопроизведением, собрав в прокате более 600 миллионов баксов. До сих пор пользуясь неувядающей популярностью, фильм породил кучу подражаний («Черная глотка», «Японская глотка» etc.), а его создатели неоднократно заявляли, что собираются сделать римейк. До последнего дело не дошло, но документальная картина «Внутри «Глубокой глотки» об этом общепризнанном шедевре жанра все же состоялась.
9. «Эмманюэль»
Год выпуска: 1974
режиссер: Жюст Жакен
страна производства: Франция
Эта экранизация полуавтобиографического романа Эмманюэль Арсан стала в нашей стране символом эротики и явилась родоначальницей целого направления – софт-порно. Сюжетная канва описывает сексуальные похождения героини в Юго-Восточной Азии. Муж Эмманюэль, работающий в посольстве, поощряет в ней стремление к раскрепощенности, благо весь дипломатический корпус, особенно женщины, изнывает от скуки. За ее воспитание берется пожилой специалист, под руководством которого Эмманюэль делает большие успехи в искусстве любви. Знаменитая музыка к этому фильму написана Франсисом Леем и неоднократно переиздавалась на пластинках, кассетах и компакт-дисках. Стоит упомянуть, что ярчайшим последователем Жакена является Залман Кинг, снявший «Горькую луну» и «Девять с половиной недель», но так и не достигший успеха предтечи.
10. «Ключ»
Год выпуска: 1983
режиссер: Тинто Брасс
страна производства: Италия
Пожилой профессор-искусствовед Нино и после двадцати лет брака безумно любит свою красавицу жену Терезу. Но Тереза моложе его на 18 лет и грезит о Ласло – женихе их дочери. Профессор мучим ревностью, но это лишь разжигает его страсть. Доктора предостерегают профессора от занятий сексом – высокое давление. Тогда Нино и Тереза начинают вести дневники, в которых описывают свои самые интимные мысли и желания. Супруги намеренно оставляют ключ от письменного стола так, чтобы каждый мог прочитать дневник другого... «Ключ» – это программный фильм великого итальянского режиссера, начиная с которого он целиком и полностью посвятил себя «постельным мелодрамам». Эту картину нельзя в полной мере отнести к жанру порно – страсти хорошо сыграны, сексуальные акты реалистично имитированы. Но зато «Ключ» может служить примером того, как выглядел бы порнокинематограф, если б им занимались хорошие режиссеры.
Не диагноз. Нас вуайеризмом не запугаешь
«Современные порнографические сюжеты являются отголосками различных языческих культов, которые были не в пример сексуальнее господствующих
ныне религий. Наши далекие предки нагружали эти ритуалы глубоким сакральным смыслом, но со временем этот смысл куда-то испарился, оставив нам в наследство лишь натуралистичные изображения сексуальных эпизодов. Кинематограф со своими «ожившими» картинками, конечно же, в стороне не остался, предложив охочему до «клубнички» зрителю все многообразие сюжетов» – именно так высказывается по «проблеме» психоаналитик Антон Вержбицкий.
– Почему же люди смотрят порно?
– По разным причинам. Каждый конкретный случай необходимо рассматривать отдельно. Кто-то таким образом компенсирует недостаток сексуальных переживаний, кто-то реализует свои комплексы, кто-то сублимирует свои агрессивные проявления. Но нечто объединяющее, конечно же, есть. В любом случае это не что иное, как проявление вуайеризма, которое в большинстве случаев нельзя называть патологическим. И если вы в качестве некой сексуальной прелюдии включаете порнокассету, тащить вас в психиатрическую лечебницу нужды никакой нет. Уверяю вас, что с этим жанром так или иначе знаком каждый. Он может вызывать позитивную реакцию или, наоборот, негативную, до тошноты, но интерес к отображению сексуальных сцен для человека естествен.
– Выходит, мы все непатологические вуайеристы?
– Да. И пусть вас это не пугает.
Михаил Кондратович
Полностью материал читайте в свежем номере газеты «Ваш Тайный Советник» за 28 августа.