Сотрудники "антикварного" отдела уголовного розыска ГУВД Петербурга и Ленобласти совместно с администрацией Эрмитажа провели срочную проверку фонда Русской живописи. Выяснилось: под инвентарным номером "Э р-ж 1292" числится портрет XIX века. А пометки музейного учета на его подрамнике полностью совпадают с нанесенными на картине, переданной АЖУРу.
Сотрудники «антикварного» отдела уголовного розыска ГУВД Петербурга и Ленинградской области совместно с администрацией Эрмитажа в минувшие выходные провели срочную проверку фонда Русской живописи музея. Об этом сообщил на пресс-конференции в Агентстве журналистских расследований начальник «антикварного» отдела ГУВД Петербурга и Ленинградской области Владислав Кириллов. Совместная комиссия выяснила, что под инвентарным номером «Э р-ж 1292» в Эрмитаже с 1940-х годов числится портрет XIX века под условным наименованием «Дама в черном», автор неизвестен. Несколько лет назад это полотно реставрировалось, а старый подрамник, вероятно, был заменен. На новом же подрамнике «Дамы» присутствуют пометки музейного учета, полностью совпадающие с теми, которые нанесены на подрамник картины Александра Родченко, переданной в АЖУР человеком, пожелавшим остаться неизвестным.
По мнению Владислава Кириллова, несколько лет назад кто-то присвоил себе старый подрамник, на который и был натянут «новый» холст с беспредметной композицией. А так как это полотно не было утеряно, согласно проведенной проверке, то функции уголовного розыска на этом заканчиваются. И, скорее всего, это правильно.
Крайне любопытно иное. Если руководствоваться логикой, то цепь событий выстраивается следующая: несколько лет назад, когда о нынешнем скандале вокруг кражи в Эрмитаже никто и не помышлял, кто-то вынес из музея подрамник. Цель его в таком случае была одна – создание легенды. Легенды о хищении. Обычному человеку такая постановка интриги должна показаться странной. Мы боимся краденных вещей и стараемся к ним не прикасаться. Мир торговли искусством живет по другим правилам игры. Тут больше лукавства. И для некоторых антикваров правильно смоделированная легенда о том, что вещь похищенная, является принципом подлинности, а значит и соответствующего ценообразования. То есть вещь дорожает, при том что гласная атрибуция уже невозможна.
Далее происходят «чугунные» процессы социологии. Некто хапает темную вещь. Стоит она, допустим, 100 единиц, а он заплатил 25. Затем он переправляет ее за кордон, подкупая стражников и рискуя влететь в неприятную историю. И вот работа на Лазурном берегу. Через несколько лет возникает атрибуция и легализация произведения. Затем по иронии судьбы работа оказывается, например, в австралийском музее. И через лет двадцать группа туристов внимательно вслушивается в речь искусствоведа о затейливости форм и безупречности линий. Подделка стала произведением искусства. И живет своей жизнью. Точка. И никто в здравом уме не станет на свет вытаскивать истинную историю, даже если узнает о ней.
Тем не менее, генеральный директор Агентства журналистских расследований и председатель Союза журналистов Петербурга Андрей Константинов считает, что некоторые вопросы для обсуждения остаются. И дело не в том, что инвентарные записи на картине в Эрмитаже совпадают с теми, которые нанесены на подрамнике полотна, переданной в АЖУР. Более интересует, кому пришла в голову мысль таким образом использовать старые подрамники много лет назад?
Егор Иванов,
фото Валентина Илюшина,
Фонтанка.ру
Александр Родченко