Историю семьи последнего российского самодержца Николая II знают почти все. Теперь со школы рассказывают о том, каким он был, о тяжелой участи, постигшей представителей рода Романовых, об их роли в истории. Но что если взглянуть на события почти вековой давности с неофициальной точки зрения? Посмотреть на людей, а не на государственных деятелей? Такую возможность предоставили петербуржцам организаторы выставки «Последние дни Романовых».
Фотографии, представленные на экспозиции, уникальны. Это своеобразный рассказ о быте царской семьи, мастерски исполненный воспитателем детей Николая II Пьером Жильяром. «Это не документальный проект, - говорит директор Государственного центра фотографии Захар Коловский, - документальное фото сегодня все чаще приобретает черты художественного». Черно-белые фотографии начала XX века стали настоящими произведениями искусства, последними свидетелями той уже далекой жизни.
В выставочном зале эмоции посетителей меняются практически мгновенно. Здесь соседствует радость и горе, боль и неудержимый оптимизм, игра и печаль. На фотографиях изображены простые люди. Редкие снимки, показывающую ежедневную жизнь императорской семьи. Здесь не место цензуре, да и манера исполнения снимков весьма далека от официальных портретов. На фотографиях представлен разговор императрицы с Николаем II, цесаревич Алексей во время обострения болезни в Ливадии, поход семьи в горы, портреты дочерей императора: Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, слон, лодочные прогулки, Николай II, играющий со своим сыном.
Одна из фотографий сразу бросается в глаза, и не зря, у нее своя история. Во время ссылки дочери императора заболели, и их пришлось побрить налысо. Решив пошутить, девочки попросили Жильяра сфотографировать их, так как будто они актрисы. К сожалению, шутка не удалась – императрица заплакала, когда увидела этот снимок. Да и почти во всех фотографиях, сделанных во время ссылки, чувствуется безысходность. Позже Жильяр будет участвовать в расследовании обстоятельств исчезновения детей Николая II, смерть которых отрицалась советским правительством. И во время расследования он тоже фотографировал, страшные находки соседствуют с изображением места погребения останков царской семьи.
А началось все в начале XX века. Швейцарец Пьер Жильяр провел много лет при русском императорском дворе в качестве преподавателя дочерей Николая II и Александры Федоровны – Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. А когда родился столь долгожданный цесаревич, Жильяр был назначен наставником Алексея Николаевича. Положение Жильяра позволяло ему разделять домашнюю жизнь императорской семьи. Взяв из родной Швейцарии фотокамеру, первое время воспитатель делал снимки интерьеров дворцов и пейзажи. Через несколько лет он отважился попросить у Николая II разрешения фотографировать членов императорской семьи. Высочайшее дозволение было получено, а вместе с ним и возможность пользоваться темной комнатой, оборудованной для императора и императрицы (как известно, они тоже были любителями фотографии).
Он добровольно последовал за Романовыми в ссылку и не покидал их до последних дней ареста семьи. Пьеру Жильяру повезло – он в последний момент смог избежать смерти. Причины этого неизвестны до сих пор. Однако воспитатель смог сохранить свои фотографии, тайно переправив их консулу Великобритании, а затем французскому генералу Морису Жане, который передал их обратно во Франции в 1920 году.
Сегодня фотографии Пьера Жильяра, вместе с его рукописями, заметками и дневниками находятся в библиотеке университета Лозанны и Музее фотографии Musee de l’Elysee. Около 200 тысяч негативов и оригинальных фотографий хранятся в специальных местах в здании музея.
С фотографиями Жильяра вполне может быть связана еще одна загадка императорского дома. Как упоминалось выше, Николай II и Александра Федоровна также были фотолюбителями. Перед отправкой в ссылку семья купила фотокамеру в одном из магазинов на Невском проспекте. Так может не все представленные на выставке фотографии, выполнены Пьером Жильяром?
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру