Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия "Охота на ведьм" не дала результатов

"Охота на ведьм" не дала результатов

1 556

Из дела о краже в Эрмитаже «выбыл» один из подозреваемых – антиквар Максим Шепель освобожден из-под стражи и госпитализирован. Теперь он просто свидетель. Вчера же в следственном изоляторе на Захарьевской прошла очная ставка двух обвиняемых - Николая Завадского-старшего и Ивана Соболева, которая, не исключено, в последующем может изменить статус последнего в лучшую сторону. Как стало известно «Фонтанке», Завадский уже не утверждает, что его знакомый причастен к краже.

После задержания доцента СПбГУ Ивана Соболева в СМИ появились предположения, что именно его следствие считает организатором кражи из Эрмитажа. По крайней мере, так якобы говорил Николай Завадский-старший, что нашло отражение в материалах, оглашенных в суде при аресте Соболева. Но прошедшая вчера очная ставка, некоторые подробности которой стали известны «Фонтанке», не «увязывается» с теми показаниями, которые Николай Завадский давал раньше.

По словам адвоката Завадского Людмилы Михайловой, на очной ставке ее подзащитный не подтвердил факта участия Ивана Соболева в «разработке» схемы кражи и сбыта предметов из Эрмитажа. Да, в начале 90-х они были знакомы: судьба столкнула их в Академии физкультуры имени Лесгафта, где Иван Соболев проходил практику. Но, по словам Николая Завадского, их отношения прекратились в 1994 году, после чего они если и встречались пару раз, то чисто случайно. На очной ставке Завадский также рассказал, что как-то просил Соболева помочь продать три иконы, одна из которых так и не была реализована. При этом Николай Генрихович якобы подчеркнул, что его знакомый действительно ничего не знал о происхождении этих вещей. Получается, что первые показания в отношении Ивана Соболева можно расценить только как оговор? По мнению защиты обоих обвиняемых, изменение Завадским показаний – вполне предсказуемое явление. По словам Людмилы Михайловой, на него могло оказываться давление. Не обязательно физическое. Он очень переживает из-за ареста сына, и из-за этого мог наговорить «лишнего».

Между тем, вчера же в СПбГУ прошло расширенное заседание кафедры, на которой преподает Иван Соболев. Экстренная встреча преподавателей была связана именно с его задержанием. Коллеги Соболева не верят в серьезность выдвинутых в отношении него обвинений и ходатайствуют перед Городским судом Петербурга об его освобождении. «За время работы на кафедре и факультете И.Г.Соболев зарекомендовал себя как очень чуткий и доброжелательный товарищ, готовый по первому зову прийти на помощь коллегам, вдумчивый и ответственный работник, всегда четко и серьезно выполняющий порученное ему дело...Можно без преувеличения сказать, что по своему научному и педагогическому потенциалу Иван Геннадьевич Соболев является одним из сильнейших преподавателей кафедры истории для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах», - так характеризуют арестованного преподавателя на историческом факультете и на его кафедре.

Родные Ивана Соболева также шокированы произошедшим. «Арестовать уважаемого человека... За что? За то, что кто-то сказал, что он украл?», - возмущена его жена Ирина. По словам близких, Иван Геннадьевич ни от кого не скрывался, как это подали СМИ. Он просто находился на даче, как делают летом многие петербуржцы. Периодически приезжал в город по рабочим делам, так что при желании задержать его можно было и на работе, и дома.

- В день, когда задержали Ивана, - рассказывает Ирина, - я приехала на дачу и не нашла его. Увидела только следы того, что человека выдернули из постели и увезли. Даже его барсетка была на месте. Исчез только человек с мобильником. Когда мы решили разыскивать его по больницам и моргам – ему разрешили сделать звонок. Он сказал, что с ним беседуют, так как есть несколько вопросов. А через несколько часов начались обыски.

Выдвигаемые в адрес Ивана Соболева обвинения в его семье считают абсурдными. Он знал Завадского, но их отношения прекратились в середине 90-х, за несколько лет до знакомства с Ириной. За все время их совместной жизни эта фамилия ни разу «не всплывала». До тех пор, пока в начале августа в новостях не показали Ларису Завадскую. Тогда Иван Соболев лишь сказал, что когда-то знал ее. «Если бы он с ними общался, мимо меня это бы не прошло», - уверена Ирина.

По словам родных арестованного преподавателя, антиквариат никогда не входил в сферу его интересов. Увлечением для Ивана Соболева стала работа на даче. Да и к искусству он был равнодушен – на выставку или в театр его было не вытянуть... Во время обысков, как рассказывает Ирина, ничего, относящегося к антикварной теме, обнаружено не было – только детские игрушки в старом чемодане.

- Если рассуждать логически, то если бы эти хищения имели место, - размышляет супруга задержанного, - у меня какие-то деньги от этого должны были оседать? Мы ни разу не были за границей на отдыхе, просто не можем себе этого позволить. Да и не только этого, но и многого другого. Сверхнакоплений, лишней недвижимости у нас нет, машины подержанные. Так что все выдвигаемые обвинения – это абсурд.

Как оценивает результаты очной ставки следствие – неизвестно. Но можно предположить, что в выстроенной ранее «схеме» появилась трещина. Или, по крайней мере, дополнительные вопросы. Как это повлияет на судьбу Ивана Соболева, станет известно на следующей неделе, когда в Городском суде Петербурга будет обжаловано постановление об его аресте. Между тем, родные петербургского антиквара Максима Шепеля уже выразили намерение судиться с Генеральной прокуратурой из-за его необоснованного задержания. Вполне возможно, что такое же желание появится и у близких Ивана Соболева.

Наталья Иванова,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях