Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Мобильники могут заставить замолчать

Мобильники могут заставить замолчать

195

Мобильные рингтоны раздражают сильнее, чем другие окружающие на работе звуки, утверждают специалисты. Сторонники пропаганды мобильного этикета развернули в России обширную кампанию. Уже принята не имеющая обязательной силы хартия. Время покажет, смогут ли они добиться введения в офисах ограничений на пользование мобильными телефонами в рабочее время.

«Это твой телефоон говориииит!», - запевает противным искаженным баритоном мобильный телефон одного из корреспондентов «Фонтанки», вызывая раздраженные возгласы коллег (зачастую, содержащие нелестные выражения в адрес хозяина крикливого аппарата). Корреспондент не внемлет ни уговорам, ни угрозам, и отвратительный голосок звучит раз за разом, день за днем, приводя некоторых сотрудников в состояние повышенной раздраженности, граничащей с нервным срывом.

Сор из избы не выносят, и эта ситуация не стала бы поводом для статьи, кабы не социологические исследования, проведенные за рубежом, а затем и в России этим летом. Американская исследовательская организация «Ranstad» и Общество по изучению проблем управления человеческими ресурсами утверждают, что звонки мобильных телефонов коллег считают самым большим раздражителем примерно 30% американских офисных работников. Заокеанские респонденты заявили, что «их раздражает, если в офисе раздается звонок мобильного, или если их коллега прерывает разговор из-за входящего звонка на сотовый». При этом более половины опрошенных социологами американцев от звонков чужих мобильных телефонов «злятся и теряют сосредоточенность».

Аналогичное исследование среди 2080 пользователей мобильной связи в возрасте от 18 до 55 лет провели специалисты российского исследовательского холдинга «ROMIR Monitoring». По их данным, абсолютное большинство респондентов придерживается мнения, что «мобильное общение не должно мешать окружающим».

Мобильные рингтоны раздражают сильнее, чем другие окружающие на работе звуки: в отличие от стандартного звонка обычного проводного телефона, у каждого современного мобильного аппарата свой собственный голос. И отвратительный голосок «трубы» нашего коллеги – далеко не самый режущий слух вариант. По словам ученых, многие издаваемые мобильниками звуки непривычны для человеческого уха и не воспринимаются им как часть привычной звуковой среды. Рингтон невольно выделяется человеком из повседневного шума, привлекает к себе внимание, отвлекая от работы.

В связи с этим многие иностранные компании, прислушавшись к голосу исследований, даже начинают вводить запрет на пользование мобильными телефонами в офисах. В США такие ограничения приняты примерно в 40% компаний. Исследования возможного повышения в этих фирмах производительности офисного труда пока не публиковались. Однако о том, что отвлекающие людей от работы устройства эту производительность снижают, эксперты говорят с большой долей уверенности. А в 2005 году Департамент образования Южной Кореи ввел в школьную программу курс общения по мобильному телефону, где изрядную долю часов занимают, разумеется, не механические принципы работы «трубок», а правила мобильного этикета. В Ирландии свод норм общения по мобильнику разъясняется пользователям при подключении к сетям операторов.

В России выводы социологов пока не имеют столь далеко идущих последствий. На сегодняшний день по результатам исследований была принята лишь не имеющая обязательной силы «Хартия мобильного этикета», формулирующая общие правила культурного использования мобильных телефонов. Принял ее ровно месяц тому назад, 16 июля 2006 года, в режиме on-line специально созванный для этого экспертный совет, в состав которого вошли представители общественности, эксперты в вопросах этикета и протокола, культуры и искусства, маркетинговых исследований, бизнеса и деловых отношений.

Согласно этому документу, «любой человек вправе пользоваться личным мобильным телефоном свободно, но не вправе ограничивать при этом личные свободы других людей». В связи с этим отдельными пунктами «признана и утверждена» необходимость выключения мобильных телефонов в самолетах, перевода в беззвучный режим на киносеансах, концертах и спектаклях, в музеях и выставочных залах, а также во время церемоний и ритуалов – то есть все те требования, которые в перечисленных местах применяются уже давно. Прямых же указаний на необходимость «обеззвучивания трубок» в офисе хартия не дает, как не предупреждает российских работодателей о каком-либо негативном влиянии мобильных звонков на работоспособность их персонала.

Возможно, именно поэтому введение отечественными компаниями официальных ограничений на пользование мобильными телефонами в рабочее время пока не практикуется широко. Многие считают, что большой разницы между разговором в офисе по стационарному телефону или по мобильному нет, особенно если эти звонки носят рабочий характер. Более того, практика показывает, что многие сотрудники, разговаривая по мобильному телефону, уходят со своих рабочих мест, чтобы не мешать коллегам.

Тем не менее, сторонники пропаганды мобильного этикета развернули в нашей стране обширную кампанию по внедрению принятой хартии в жизнь. Как сообщила корреспонденту «Фонтанки» пресс-секретарь компании «Билайн» (являвшейся одним из инициаторов проведения исследований «ROMIR Monitoring») в Петербурге Евгения Алешко, в ближайшее время планируется включение хартии в справочник абонентов мобильных сетей. А на радиостанции «Эхо Петербурга» регулярно выходит в эфир передача «Мобильный этикет». Так что не исключено, что в ближайшее время и в России на дверях офисов все же появятся сакраментальные надписи вроде «Не забудьте выключить свой мобильный телефон».

Павел Горошков,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях