Идешь по улице, а кто-то напевает себе под нос тихо-тихо песни Цоя. Едешь в машине, слушая радио, а кто-то заказывает музыку, тоже Цоя. Идешь по городу, а на стенах: «Цой жив». Рок-музыкант умер ровно 16 лет назад, но для многих он до сих пор остается легендой, человеком, которым восхищаются.
Корреспонденту «Фонтанки» удалось поговорить с Ларисой Генслер, человеком, близким к музыкантам и художникам нашего города. Именно она почти 20 лет назад приютила у себя молодых ребят из группы «Кино».
Разговор начался с фразы, сразу характеризующей отношения замечательной женщины к Виктору Цою: «Для меня, как они были детьми, так и остались». Все, кто был знаком с поэтом и музыкантом, говорят о нем одними и теми же словами: он был замкнутым, закрытым и, безусловно, порядочным. А она, сравнивая Цоя с черным ангелом, говорит: «От него свет исходил».
Никто и никогда не видел Виктора Цоя хохочущим. Музыканты группы смеялись и дурачились, Цой же всегда оставался спокойным, и это несмотря на потрясающее чувство юмора. Лариса Генслер с мужем на заре перестройки организовывали выставку современных художников в Воронеже в Краеведческом музее имени Крамского. Они попросили Виктора Цоя, уже тогда достаточно известного музыканта, написать картинку для выставки. Дотянув до последнего дня, когда уже грузовик с 200 картинами готов был к отправке, он, положив бумагу прямо на витрину одного из магазинов, создал маленький шедевр: «Картину написать не успел. Цой».
Это поколение музыкантов так или иначе связано с Сергеем Курехиным. Большинство воспоминаний их общих друзей связаны именно с его театрально-музыкальной группой «Поп-механика». Все они были единомышленниками. Своего рода «маугли городских джунглей», которые явились проливать свет на окружающий мир. «Он понимал про ложь, про ту ложь, в которой мы все живем, - вспоминает Лариса Генслер, - его стихи опережали время».
Человек, не выносивший мата, пошлости, фальши ушел молодым. Виктор Цой шел по спирали вверх, пока не дошел до высшей точки. Но кто знает, может быть, сейчас наверху он продолжает свой путь уже в другом измерении.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру