Все помнят, как сенатора от НАО Александра Сабадаша «отлучали» от верхней палаты. Сабадаш некоторое время упорствовал. Но после того, как государство показало питерскому олигарху, кто хозяин в Ненецком округе, он выехал за пределы России. На прошлой неделе Александр Сабадаш вернулся в Санкт-Петербург. Почему?
Все помнят, как глава Совета Федерации Сергей Миронов отлучил от верхней палаты четырех ее членов, уличенных в чрезмерном увлечении своим бизнесом, в том числе и Александра Сабадаша - сенатора от НАО, и как Александр Сабадаш некоторое время упорствовал. Но после того, как государство показало питерскому олигарху, кто хозяин в Ненецком автономном округе, в три дня арестовав губернатора Баринова и прислав на самые крупные объекты мощной системы координат Сабадаша генеральную прокуратуру, мгновенно выявившую громадную неуплату налогов, он выехал за пределы России. Ведь обществу известна фраза Михаила Ходорковского перед арестом: «Если хотят сажать, пусть сажают». И бизнесу ныне ясно, что владельца «ЮКОСа» подвел инстинкт самосохранения, иначе сидел бы сейчас в hotel «Lanesborough» в Лондоне. На прошлой неделе Александр Сабадаш вернулся в Санкт-Петербург. У кого же крепче «задний ум» - у Сабадаша или у власти?
Как Черкесов ЗакС получил
На период выборов в ЗакС Санкт-Петербурга образца 2002 года Владимир Яковлев был очень силен. И это несмотря на все угрожающее количество уголовных дел в отношении его вице-губернаторов, которые возбуждались то ли по «росту» высоких чиновников, то ли по «алфавиту». В ЗакСе никакой серьезной оппозиции не существовало, а ситуацию жестко контролировал бывший спикер Сергей Тарасов. В итоге, невзирая на колоссальное давление в отношении Яковлева, полем битвы все равно оставался ЗакС, который мог изменить устав в пользу третьего срока Владимира Анатольевича. Так вот именно на этой поляне у федеральной власти не было бойцов - партия «Единство» насчитывала только четыре человека, поэтому нельзя было собрать даже фракцию. И ничего бы не получилось, если бы не образовался тайный союз бывшего главы полпредства Виктора Черкесова, его заместителя Сергея Свиридова, разумеется, и Александра Сабадаша.
После выборов в ЗакС появился такой игрок, как Виталий Южилин, который благодаря своей финансовой составляющей и управлению процессом Денисом Волчеком, контролировал 5-7 депутатов. В устойчивой же и столь же бесполезной оппозиции находились еще 15 депутатов от «Союза правых сил» и «Яблока», плюс наконец созданная фракция «Единая Россия». Именно эти три направления умело объединил Сабадаш, став гарантом пакетного соглашения. После чего спикера сменил Вадим Тюльпанов. Таким образом, Черкесов получил ЗакС, блокирующий все инициативы Владимира Яковлева в отношении третьего губернаторского срока. Бывший губернатор вынужденно-добровольно ушел на предложенную ему министерскую должность.
Сабадаш играл в политику ради бизнеса. Именно после этого успеха федеральных властей у него пошли на поправку дела в Выборгском ЦБК. Но остановиться в сложных политических схемах мгновенно невозможно. Завязалось его взаимодействие с властью. Следующей территорией стала область.
Только диалог убедил Сердюкова
Вместе с тем полпреду Черкесову слабо удавалось отстроить и областной ЗакС. Тогда губернаторы были выборными и считали себя великими, так что вертикаль оказалась задумкой концептуально верной, но не такой простой в исполнении. Отсюда и появилась окружная прокуратура, милиция, различные органы надзора в помощь полпредствам. Но тупым давлением тогда никто ничего не добился. Во власти было много исполнителей «монаршей» воли, но никак не искусных управленцев сложными процессами.
Ситуация кардинально изменилась, когда вместо лобовых административных ходов в окружение к губернатору ввели своих людей. Именно эта концепция явилась концом «княжения» многих.
Так, можно вспомнить, что в те годы Валерий Сердюков на волне строений портов практически не видел Черкесова. И вновь Сабадаш структурировал областной ЗакС в сторону федеральной власти. Сделано это было изящно. Он был тайным организатором фракции «Диалог», которая начала работу с конца 2002 года и руководилась главным федеральным инспектором Николаем Седых. Достаточно быстро бывшего спикера Климова снесли, и появилась вразумительная фигура Полякова – сына обеспеченного отца – хозяина «Петмола».
Ситуация была настолько серьезна, что именно этот созданный механизм и составил Сердюкову угрозу на выборах от Густова. Вероятно, после этого Сердюков пошел на компромисс с центром и удержался.
Ищите сабадашей
Из всего вышеизложенного следует, что огромный ресурс, тучи исполнителей, воля недостаточны без талантливого архитектора. А мотивации его могут быть, действительно, разными. В нашем случае ничего, кроме бизнеса.
В Ненецком автономном округе все было намного жестче. Субъект Федерации, где проживают 20 тысяч человек, а количество политических игроков минимально, стоял фрондой к власти насмерть, отчасти благодаря стереотипу поведения северных народов. Губернатор Бутов ушел с должности только под суд. Несмотря на то, что после этого полпред Илья Клебанов и его помощник Александр Нестеров новую кандидатуру - Баринова не поддерживали, именно он стал губернатором и только после недавнего ареста перестал им быть. После фактического указания Миронова на отстранение Сабадаша весь ненецкий парламент в количестве 18 человек проголосовал в поддержку питерца.
Хочется задать вопрос, анализируя факты в нашем регионе и в НАО: или Сабадаш - гениальный организатор, или?.. Скорее всего, ответ таков: у Сабадаша есть мотивация, талант и умение договариваться с совершенно разными людьми, а власть часто малоэффективна.
Ныне в НАО новый губернатор – Валерий Потапенко, бывший федеральный инспектор, который не смог повлиять как на ЗакС, так и на Баринова, пока генеральная прокуратура за 24 часа не усмотрела, что губернатор должен срочно сидеть.
В мудром государстве должно быть по-иному. Стоит ли при вспышках гнева так явно для всех таранить противников, пусть и не ангелов, когда при помощи тех же сабадашей можно их использовать? Ведь именно это должно быть крайне интересно и важно для власти. Другое дело, как такие фигуры позиционировать обществу.
На примере Украины Кремль увидел, как оранжевые революции мгновенно разрушают иллюзии видимости любого авторитаризма, во главе которого находятся преданные, но серые люди. А потом приходится с огромным трудом, не считаясь с потерями, восстанавливать своих януковичей.
Скоро выборы практически во всех субъектах Федерации, выборы в ЗакС Санкт-Петербурга. А после этого битва-2008.
Именно поэтому, вероятно, Владимир Путин позволил создать альтернативную политическую ветвь из «Партии жизни» и «Родины» в противовес «Единой России», очевидно опасаясь, что Грызлов, Володин вне конкуренции теряют чувство опасности и окажутся в созданной ими же иллюзии спокойствия. А при таком благодушии образца «КПСС-1984» в 2008 году выборы не выиграть. Президент умышленно дал заместителю главы администрации Игорю Сечину как инициатору этого процесса, невзирая на раздражение второго своего могучего помощника - Владислава Суркова, проявить свои силы, подкрепив их административным ресурсом. Этим реально заставив «Единую Россию» нервничать.
Но и в новой зарождающейся структуре Миронова настоящих буйных мало. Так что требуются неформальные организаторы процессов, да еще имеющие свой колоссальный финансовый ресурс. Похоже, такие, как Александр Сабадаш, нужны, ему могут простить прошлые успехи, и давление на него постепенно спадет. За это он может превратить нервное настоящее многих в светлое будущее. А потом, если он вновь уйдет с головой в бизнес, и только, ему вновь забудут заслуги.
Егор Иванов,
Читайте материал в газете «Ваш Тайный Советник», которая выйдет 14 августа