Петербургские дайверы, обнаружившие во время одного из погружений у необитаемого острова в Ладожском озере корабельную мину, оказались перед выбором: забыть о ней или оплатить работу частной фирмы по ликвидации.
Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», подозрительную жестянку в озере водолазы обнаружили около двух лет назад.
Необитаемый островок, который находится в 20-ти километрах от Валаама, дайверы облюбовали давно. Летом они в водах Ладоги отрабатывают навыки погружений, а с осени на острове работают экологи и представители рыбинспекции, отслеживающие миграцию рыб. Вот и все народонаселение.
Около двух лет назад один из участников летних экспедиций «Продайвинг клуба» Александр Иванов обнаружил по время погружения на глубине около 4 метров проволоку, уходящую на дно. «Я тогда подумал, что жестянка какая-то прикопана, и забыл о ней. А в этом году уровень воды упал, и жестянка уже оказалось на глубине 2,5 метров. Я ее немного откопал, и понял, что это какой-то снаряд», - рассказывает Иванов. Дайвер привез на остров своего знакомого – капитана 2-го ранга в отставке, профессионального водолаза, который и определил, что находка – корабельная мина, да еще и на двух растяжках, протянутых от взрывателя.
Вернувшись в Петербург, дайверы обратились в северо-западный региональный центр МЧС. Их сразу же отвели к замначальника СЗРЦ по предупреждению ЧС, который, взяв координаты острова, связался с МЧС Карелии. Однако на этом «везение» дайверов и закончилось. Карельские спасатели, узнав, что остров практически необитаем и находится на отшибе, заявили, что сил и средств для уничтожения мины у них нет. Существуют, правда, две частные конторы, которые занимаются уничтожением морских снарядов, но есть одно но... Если заявление о снаряде поступает от частного лица, но боеприпас не представляет опасности для жизни людей, то оплачивать услуги фирм должно частное лицо. Можно, конечно, обратиться в МЧС через военкомат, но и там не принимают заявки от местных чиновников или работников чрезвычайных организаций. Получается замкнутый круг.
Перед дайверами встала дилемма, - обеспечивать свою подводную безопасность за собственные деньги или ждать приезда рыбинспекции (которая прибудет не раньше осени), что автоматически означает конец сезона погружений.
А с проблемой вывоза боеприпасов сталкиваются даже те, чьей жизнедеятельности они мешают. Садоводы и жители Ленобласти нередко выкапывают на своих участках снаряды времен войны, вызывают саперов. Ждать специализированной помощи нередко приходится по месяцу. И дело не в том, что саперы забывают о заявках, или попусту их игнорируют: заявок на разминирование поступает каждую неделю – не одна. Специалисты ЛенВО просто не успевают их всех обрабатывать. Не успевают потому, что мало их, а снарядов много. А порой у саперов просто не хватает топлива для того, чтобы доехать до места заявки.
Инна Никитина,
Фонтанка.ру