Новый закон "О защите конкуренции", принятый Госдумой РФ в третьем чтении, позволит гораздо эффективнее бороться с нарушителями антимонопольного законодательства, уверен руководитель управления Олег Коломийченко. Подавать жалобы в антимонопольную службу теперь смогут и физические лица, которые гораздо смелее в формулировках - ибо не боятся, "что им за это пробки выкрутят".
До конца года в России начнет работать новый закон «О защите конкуренции», принятый Госдумой РФ в третьем чтении. Он позволит гораздо эффективнее бороться с нарушителями антимонопольного законодательства, уверен руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по СПб и ЛО Олег Коломийченко.
Новый законодательный акт заменит собой два действующих на сегодняшний день закона: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Закон РСФСР от 1991 года) и Федеральный Закон от 1999 года «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
В Думе закон шел сложно, - рассказал Олег Коломийченко, - поправок было много со стороны разных ведомств. Например, после второго чтения администрация президента внесла свои поправки, что стало дня нас неожиданностью. Тяжелая дискуссия по законопроекту велась в Союзе промышленников и предпринимателей.
Не смотря на то, что «закон стал толстым и громоздким, и его сложно запомнить и изучить», - Коломийченко видит в нем серьезные возможности защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Во-первых, в документе подробно, «с большей глубиной» даются четкие определения основных дефиниций. Например, закон существенно уточняет определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке и уточняет формулировки по определению понятия «согласованные действия». Он дает и принципиально новое определение запретов на различные виды монопольной деятельности. Одной из наиболее значимых новаций глава ведомства видит детализированное понятие «государственная помощь».
Подавать жалобы в антимонопольную службу теперь будут иметь право не только юридические, но и физические лица, которые, по оценке Коломийченко, гораздо смелее в плане жалоб, ибо не боятся, «что им за это кто-то электричество отключит». Если такое заявление будет содержать доказательную базу, антимонопольная служба просто обязана его рассмотреть.
Кроме того, действие нового закона будет распространяться и на иностранные компании, которые распространяют свою продукцию на территории России или производят ее в нашей стране. Помимо прочего, закон идет в связке с изменениями в административном и уголовном кодексах, которые ужесточают наказания за нарушение антимонопольного законодательства.
Для нарушителей антимонопольного законодательства повысится штраф (для физических лиц до 20 тысяч рублей, для юридических - до 30% от оборота), вводится новое понятие «дисквалификации» с должности на срок до трех лет чиновника или топ-менеджера компании-монополиста, в случае нарушения законодательства.
А так как Россия вступает в ВТО, в странах-членах которой очень жестко наказывают за нарушение антимонопольного законодательства, наша страна должна быть в этом на одном уровне с ними, - подытожил Коломийченко.
Напомним, законопроект был принят Государственной Думой РФ в первом чтении 8 июля 2005 года, ко второму чтению в него поступило 573 поправки, из которых в итоге было принято 155, а отклонено 418. Во втором чтении законопроект «О защите конкуренции» был принят 5 июля 2006 года. В третьем чтении документ был принят 8 июля 2006 года.
Новый закон многим только предстоит изучить, - высказывает свою точку зрения сопредседатель Ассоциации малого и среднего бизнеса Петербурга Татьяна Белкина. - Однако если он так хорош, как о нем говорят, мы еще с большими усилиями будем пытаться оспорить по нему прежние решения антимонопольной службы в отношении проблем малого и среднего бизнеса. Тем более, что сейчас накопилось уже порядка тысячи всевозможных антимонопольных нарушений в отношении тех же «ларечников».
Однако, по мнению Белкиной, чтобы любой закон работал эффективно, к нему необходимо прилагать желание исполнять его «не в соответствии с интересами руководства города, а в соответствии с интересами малого бизнеса».
Справка:
Согласно общей статистике местного управления ФАС, в прошлом году по признакам нарушения антимонопольного законодательства выявлено 190 нарушений, возбуждено 68 дел и выдано 47 предписаний, 6 из которых были обжалованы в суде. На действия органов власти, ограничивающих конкуренцию, в ФАС поступило 57 жалоб (в полтора раза больше, чем в 2004 году).
Наталия Веденеева,
Фонтанка.ру