В ПДД внесены поправки, согласно которым со следующего года без специального сидения в автомобиле нельзя будет возить ребенка до 12 лет. Одновременно был утвержден стандарт на детские сидения. Однако этот важный документ не спешат довести до сведения рядовых автолюбителей – он опубликован лишь в ведомственных изданиях и попал в платные правовые системы.
В России вводится стандарт на детские сидения, без которых со следующего года нельзя будет возить ребенка в автомобиле. Согласно поправкам, внесенным в декабре 2005 года в Правила дорожного движения, с 2006 года перевозка детей до 12-летнего возраста разрешалась только с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка (или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности). Однако позже правительство РФ перенесло введение этой нормы на 1 января 2007 года.
Одновременно с принятием поправок был утвержден Национальный стандарт – ГОСТ Р «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах». Однако Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстадарт) не спешит довести этот важный документ до сведения рядовых автолюбителей – он опубликован в ведомственных изданиях и попал в платные правовые системы. В то же время за неисполнение стандарта, т.е. если водитель купит и будет использовать «неправильное сидение», его привлекут к административной ответственности. Хотя неправильное применение детского сидения в случае аварии грозит куда худшими последствиями, чем штраф.
За основу разработчики российского стандарта взяли документы ООН, сохранив даже большинство английских терминов. Это должно помочь россиянам, желающим купить сидение в Европе. Так, во-первых, детские удерживающие устройства делятся по виду. Это могут быть и обычные сидения, и люльки, и специальная дополнительная конструкция (partial restraint), например, подушка, которая используется в сочетании с ремнем безопасности для взрослых. Во-вторых, все устройства делятся на пять весовых категорий – по массе усаживаемого в него дитя. В креслах группы 0 можно перевозить ребенка весом до 10 кг, группы III – 22-36 кг.
Защитить ребенка от травм должен помочь и правильный выбор категории сидения. Любые устройства в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя можно устанавливать на передних и задних сиденьях. А вот сидения категории «особая» (specific vechicle) допускается как на всех местах для сидения, так и в багажном отделении салона (для автомобилей «универсал»). Устройства универсальной (universal) и ограниченной (restricted) категории отличаются типом автомобилей на которые можно их устанавливать (универсальные – для всех, ограниченной – конкретных марок, указанных в документации на устройство).
При этом все эти определения действуют только при наличии на покупаемом сидении знака соответствия (стилизованные буквы СР). Дело в том, что национальный стандарт применяется на добровольной основе. То есть никто не может запретить частному лицу изготовлять детские сидения, не отвечающие даже элементарным требованиям безопасности. Но в этом случае он не будет иметь право ставить заветный значок.
Антон Одынец,
специально для Фонтанка.ру