Во время недавнего осмотра Валентиной Матвиенко хода строительства петербургской дамбы многие обратили внимание на слова вице-губернатора Александра Вахмистрова о том, что стоимость дамбы снизилась с 80 до 60 млрд рублей. Но откуда взялась цифра в 80 млрд? Такой цены строительства КЗС никогда не существовало.
Недавно делегация, возглавляемая Валентиной Матвиенко, осмотрела ход работ на дамбе. Губернатору очередной раз показали ход строительных работ и заверили в незыблемости сроков, определенных президентом.
Большинство СМИ обратили внимание на слова вице-губернатора Александра Вахмистрова, курирующего проект: «Пока с министерством экономического развития и торговли РФ цифры не согласованы, стоимость дамбы называть рано. Но в принципе, она уже ниже запланированных 80 млрд рублей. Мы смогли ее уменьшить до 60 млрд».
Непонятно откуда взялась цифра в 80 млрд? В 2003 году Госстрой провел специальную экспертизу, откуда и появилась сумма в 417 млн долларов, из которых 300 должен был выделить Европейский банк реконструкции и реставрации, а остальное легло на плечи российского бюджета. Тогда министерство Кудрина упиралось, так как, по его мнению, не было полноценного расчета. Министерство же транспорта намекало о показухе Госстроя и пыталось забрать освоение денег в части дорог и каналов себе. Но три года назад не было мощного инвестиционного фонда России и цену проекта наспех продавили, опасаясь, что с выделенными деньгами Европейского банка может возникнуть заминка.
Затем в рамках программы завершения строительства КЗС цена возросла до 60 млрд рублей. Правда, в эту стоимость вошли бюджеты на строительство каналов и дорог, ранее отсутствовавшие. Цены же в 80 млрд рублей никогда не существовало. Из каких расчетов она взялась? Если она новая и представлена заместителем Госстроя Владимиром Коганом, то тактика уменьшения расходов напоминает известную уловку, когда жена в бутике находит туфли за умопомрачительную цену и объявляет ее мужу, понимая, что супруг отвергнет предложение, но при этом с облегчением согласится на покупку модной, но более дешевой обуви.
Помимо этого, исходя из слов Вахмистрова о том, что «цифры с Минэкономразвития не согласованы», вероятность того, что в бюджете 2007 года подобных сумм на строительство дамбы не окажется, возрастает. А не будет бюджета – не будет ничего.
Наверное, поэтому потребовалась тяжелая артиллерия в лице губернатора Санкт-Петербурга, хотя Валентина Матвиенко и не отвечает за объект. Да и комментарии журналистам дает вице-губернатор. А где сам Владимир Коган? Руководитель Северо-западной дирекции Борисов, наконец? Или верны слухи о том, что Коган полностью в нем разочаровался?
На осмотре стройплощадки прозвучало имя субподрядчика «Метростроя» - фирмы, выигравшей тендер на строительство судопропускного сооружения С-1. Субподрядчиком назначен ОАО «Компакт» (фирма, чьи акционеры близки к руководству «Метростроя»). Очевидно, забылись жесткие установки, четко указывающие на то, что выигравший и должен строить. А «Метрострой» занят работами в метрополитене, где проблем хоть отбавляй, а мощностей и персонала на дамбу не хватает. К тому же, по слухам, именно «Метрострой» может выиграть тендер на строительство Орловского тоннеля. Так зачем же было советнику Владимира Когана – Юрию Свердлову продавливать «Метрострой», чтобы тут же нанимать субподрядчиков?
Нам кажется, что Владимир Коган как серьезнейшая фигура был поставлен фактически руководить строительством КЗС для лоббирования выделения финансов и стратегического взаимодействия с различными министерствами. С этими функциями, как видим, он справляется с трудом. И Минфин Кудрина, и Минэкономразвития Грефа, и Минтранс Левитина имеет свои мнения и виды на КЗС, вступающие вероятно в конфликт с целями Когана.
При всем уважении, он оказался не строителем. Отсутствует концепция. А дамба объект деликатный – находится в воде, что «тянет» за собой экологические конфликты. Также стройка очень чувствительна к сезонам года. В ноябре 2005 года было громко объявлено о начале конца стройки. Тендер «Метрострой» выиграл три месяца назад, а пока вся работа свелась к вырубке кустов под бытовой городок да наему за нешуточные бюджетные деньги предприятия «Лига офицеров», охраняющего «воздух» и руководство стройки неизвестно от кого. А всем приезжим демонстрируют строительство участка дамбы, которое ведет «Трансстрой» (забыли, что и эта фирма в свое время слыла неугодной, а нынче пригодилась).
С точки зрения профессиональных строителей – скоро зима. А за 2007 год достроить судопропускные сооружения, выкопать каналы, «бросить» на дамбу кольцевую дорогу и замкнуть кольцо (иначе какой в этом смысл?) будет очень не легко.
Справка
ОАО «Метрострой», еще со времен Юрия Антонова, входившего в совет директоров (ныне руководитель «ПТК»), всегда считалось компанией государственной, хотя доля государства составляет 20%. ОАО «Метрострой» работает на безконкурсной основе, осваивая стабильные и серьезные бюджетные деньги на строительстве метро.
Егор Иванов,
Фонтанка.ру