Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Интернету понаставили капканов

Интернету понаставили капканов

448

Новая тарифная политика в отношении интернет-провайдеров может привести к переделу этого рынка. Монополисты связи делают все, чтобы простые пользователи отказывались от самых дешевых на сегодняшний день услуг.

С июля интернет-провайдеры, пользующиеся телефонами от ПТС (филиал ОАО «Северо-Западный Телеком»), платят за каждый час почти 11 рублей. Если не повышать цены, то некоторые предоставляющие доступ к всемирной сети компании будут отдавать практически все, что получили от клиентов (сейчас цены составляют 10-20 рублей за час работы). Однако пока ни один провайдер четко не заявил, сколько в итоге будет стоить час.

Кинуть или не кинуть?

В первых числах июля в операторской службе компании «ПетерСтар» корреспонденту «Фонтанки» сообщили, что компания будет повышать цены с 9 июля, но что делать с уже проданными картами, еще не решено. Аналогичные обещания дали и в компании «Зебра Телеком». На сайте провайдера «ЛАНК Телеком» красуется обязательство пока не повышать цены.

Правда, крупнейшие операторы – «ПетерСтар», Web Plus, «Совинтел» (работает под марками ROL, «Евросеть» и др.), – имеют собственную телефонную емкость, а следовательно, введение тарифа СЗТ на их ценах никак не должно отразиться. В то же время в правилах пользования услугами карточками ROL указано, что оператор может в одностороннем порядке изменить тариф, а продолжение работы считается согласием абонента с новыми ценами. Правда не ясно, как пользователь может выразить свое несогласие или какие иные варианты возможны, – неиспользованный остаток компания не возвращает.

Оператор «Петерлинк» временно приостановил продажу и активацию некоторых карт, а все ранее купленные карты предложил вернуть (малоприятное занятие). Тем же, кто активировал карточки ранее, обещано предоставить услуги в полном объеме.

9 июля «ПетерСтар» в одностороннем порядке увеличил тарифы. Причем в таком авральном порядке, что на некоторых страницах сайта даже не поменяли цифры. Пока это затронуло права только владельцев мультикарт, хотя законодательство и запрещает односторонний отказ от взятых обязательств. В операторской службе разъяснили, что владельцы карточек с фиксированным объемом часов пока могут не опасаться изменений.

Повысил цены и Web Plus. Правда, пообещали, что все карты, когда бы и по какой бы цене они не были куплены, действительны и их можно использовать в полном объеме.

Права клиентов может нарушить оператор «Мастер Связь». Компания заявила о возможном повышении цен и о том, что все неиспользованные до 1 июля часы будут пересчитаны без дополнительных уведомлений. В компании ссылаются на некое изменение законодательства, которое почему-то снимает с оператора принятые обязательства: ведь в отличие от того же ROL «Мастер» продает карточки на конкретное количество часов, то есть понятие тарифа здесь вообще отсутствует. Учитывая, если уставный капитал ЗАО «Мастер-Связь» составляет 10 тыс. рублей и состоит из одного подержанного компьютера, взыскать с компании что-либо будет сложно.

Все деньги идут в Рим?

С одной стороны, ПТС понять можно: пользователи интернета создают колоссальную нагрузку на сеть, причем платя провайдеру за каждую минуту, а ПТС, пропускающая основной трафик, не получает ни копейки. С другой стороны, новый тариф уж точно противоречит принципу CPP («платит входящий») – ведь для провайдера звонок клиента является именно входящим. А брать деньги с самого абонента ПТС не может – «повременка» дело добровольное, а в Петербурге еще и тарифов по ней нет.

Но от введения тарифа монополист выиграет вдвойне, если даже не втройне. Ведь ПТС оказывает услуги как на рынке коммутируемого доступа (через обычный модем), так и по предоставлению ADSL-каналов. Причем с приходом на этот рынок монополист явно опоздал: конкуренты стали оказывать эти услуги еще в конце 90-х, когда руководство ПТС заявляло о том, что рынок ADSL низкорентабельный. В итоге у абонентов есть три выхода: платить по повышенным тарифам независимым провайдерам, пользоваться также по высоким ценам услугами доступа в интернет от самой ПТС или же подключаться к ADSL или иному каналу нетелефонного доступа (домашние сети и т.д.). В первых двух случаях часть платы, так или иначе, пойдет в доход монополиста. На рынке ADSL и других сетей работают конкуренты ПТС, но такую услугу целесообразно заказывать при большом объеме трафика: минимальная абонентская плата составляет 500-600 рублей.

Управа найдется

Законность такой политики в ближайшее время будет расследоваться антимонопольным ведомством: ведь телефонный оператор сам предоставляет услуги доступа в интернет и вводимый тариф может привести к недобросовестной конкуренции.

Для ПТС проверки антимонопольной службы не впервой. За последние несколько лет в отношении телефониста выносилось уже несколько решений, связанных с незаконным навязыванием услуг, в том числе и по интернету.

Еще в 1998 году Территориальное управление Министерства России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ныне – Федеральной антимонопольной службы – ТУ ФАС) признало незаконным отключение телефонов абонентов за долги, которые ПТС насчитало за участие граждан в некой телевикторине. Вывод компетентной комиссии был очень простой – отключайте сколько угодно, но только то, за что есть долги. То есть, если гражданин не уплатил абонентскую плату, можно отключить телефон. Если есть недоимка за межгород – блокируйте «восьмерку», но по городу гражданин может звонить сколько угодно. Задолжал по телевикторине – лишите его права играть. А придуманные вами долги взыскивайте через суд.

Но эти выводы в ПТС проигнорировали, когда уже через год стали отключать телефоны добропорядочных петербуржцев, отказавшихся платить по мифическим счетам за предоставления интернет-услуг. Причем не только самой ПТС. Например, в качестве партнера телефонного монополиста выступала компании «Мастер Связь». И от имени этой конторы ПТС рассылала многотысячные счета. А вопросы абонентов переадресовывала к самому «счетописцу» – мы не несем ответственности за ее услуги. Но телефон отключала.

И вновь антимонопольное ведомство вынуждено было защищать петербуржцев. Ее предписание, запрещающее монополисту отключать телефоны за долги по интернету, было оспорено в арбитражном суде. И все три инстанции приняли совершенного справедливое решение, признав законность требований антимонопольного органа.

Аварийная защита

Большинство петербуржцев и не пользуется услугой «Интернет в кредит» от ПТС. Во-первых, далеко не всем это надо, во-вторых, дорого. А главное – опасно. Ведь купив карточку на 5 часов от независимого провайдера, вы точно знаете, что рискуете только этой суммой. А согласившись получать доступ во всемирную сеть от ПТС, можно «влететь» на очень крупную сумму. Причем далеко не факт, что эту цифру не придумают сами связисты. Докажите обратное?

Но отказаться ни у кого из петербуржцев возможности не было. Потому что условие об автоматическом выходе в интернет в кредит, ПТС включало в типовой (публичный) договор. Или принимаешь его условия или телефон не подключишь. Почти год назад ТУ ФАС признало, что такое условие «не относится к предмету данного публичного договора и невыгодно абоненту в силу возникновения у него дополнительных рисков». Компания вновь обратилась в арбитражный суд и вновь проиграла.

В пресс-службе компании нашего корреспондента попытались убедить, что предписание ТУ ФАС «фактически потеряли актуальность». Потому что в новой форме договоров есть спецификация, в которой гражданин вправе сам выбрать те услуги, которыми хочет пользоваться.

Павел Нетупский,
специально для Фонтанки.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях