Саммит прошел, с облегчением вздохнул бизнес Петербурга. Все уже махнули рукой на неизбежные убытки, большие или не очень. Тем более что, по словам «потерпевших», «удар» оказался слабее, чем ожидалось. Основное, чего жаждут предприниматели всех мастей, будь то представители туризма, грузовых перевозок или продавцы мороженого, - возможности спокойно работать и «зализывать раны».
Туристы «попали» на море
Задолго до начала саммита аналитики подсчитали возможные убытки от закрытия воздушного и морского пространства Петербурга для «простых смертных». Что касается морского туризма, то, например, по данным компании Inflotworldwide, прямые и косвенные убытки Петербурга должны были составить не менее 8 миллионов долларов.
«Удалось минимизировать возможные убытки, - дает комментарий post factum генеральный директор Inflotworldwide Игорь Глухов. - Нельзя, конечно, сказать, что они равны нулю. Но это не 8 миллионов долларов, а значительно меньше миллиона. Пришлось изменить расписание судов. Работали совместно все службы Большого порта Петербурга. И в итоге мы сумели «развести» почти все круизные суда на периоды до или после саммита. Все 16 планировавшихся заходов, так или иначе, состоялись, за исключением одного. Один американский корабль не пришел в наш порт, судно осталось в Таллинне».
Кстати, участники туристического рынка говорят в кулуарах, что компания-владелец этого судна потеряла миллионы долларов.
«Правильно, что решение о закрытии порта было оформлено как постановление правительства РФ, - полагает Глухов. - В международных договорах есть ссылка на форс-мажорные обстоятельства, в том числе на постановления государственных органов, и поэтому не думаю, что наши туристические компании понесли какие-то серьезные убытки».
По словам представителей турфирм, специализирующихся на морских круизах, за пять дней, с 13 по 17 июля, пока был закрыт порт, в город на Неве не приехало порядка 20 тысяч туристов. Сложно подсчитать, сколько туристы тратят на экскурсии, рестораны, театры, матрешки и т.д. Однако эксперты считают, что «в их лице», а вернее, в их отсутствии, городская инфраструктура потеряла порядка 5 миллионов евро.
Тем турфирмам, у кого на «период X» не планировалось заходов морских пассажирских судов, просто повезло, - считают участники туристического рынка. «Не думаю, чтобы наши зарубежные партнеры, составляя график прошлой осенью, ориентировались на саммит, просто так сложилось, что у нас в это время не было морских круизов», - не скрывает радости заместитель генерального директора туристической компании «Мир» Елена Крашенкова. – Поэтому у нас нет убытков. Все наши речные корабли «состоялись». Может быть, было чуть меньше туристов, но не намного. Конечно, из-за закрытия аэропорта мы делали трансферы через Хельсинки, и, это, естественно, было тяжелее, чем просто перевезти туристов на теплоходы из Петербурга, но, тем не менее, все трансферы были выполнены».
Ранее сообщалось, что вынужденная переориентация зарубежными авиакомпаниями воздушных судов из аэропорта «Пулково II» в аэропорты сопредельных государств - Финляндии и Эстонии - могла привести к большому скоплению экскурсионных автобусов в том и другом направлениях на двух КПП пограничного управления Ленобласти. По этой причине туроператоры Петербурга обращались к пограничникам с просьбой в дни саммита максимально увеличить пропускную способность на означенных КПП, чтобы избежать опозданий примерно к двум десяткам авиарейсов. «Пограничная служба на посту «Торфяновка» сработала просто великолепно, - приводит пример Елена Крашенкова. - Наши пограничные службы вообще работали намного быстрее, чем аналогичные финские, и автобусы через нашу границу проходили абсолютно без задержек».
«Конечно, немножко пришлось подстраиваться и переделывать турпрограмму в связи с закрытием некоторых музеев, еще дорога в Петергоф в связи с объездом Стрельны была несколько длиннее, чем обычно, - вспомнила в конце разговора Елена Крашенкова. - Но мы ожидали гораздо больших трудностей от саммита, чем вышло на самом деле. Думали, что больше будет перекрыт город, что музеи будут закрываться в последний момент». «Может быть, нам просто повезло, и мы шли в те музеи, которые в это время не закрывались», - добавила при этом госпожа Крашенкова.
Заглядывая в будущее, бизнесмены от туризма замечают, что Петербург должен быть «более устойчивым» партнером для своих зарубежных туристических коллег.
«Мы рассчитываем на то, что Санкт-Петербург через пару лет сможет принимать самые большие круизные лайнеры, которые заходят сегодня на берега Балтийского моря. А такое судно на ходу стоит больше 3 млн долларов в день, и для него изменение расписания будет очень болезненным», - полагает Игорь Глухов.
Недогруз
В грузовой сфере Большого порта Санкт-Петербурга дела обстоят гораздо хуже, чем в туристической. «По приблизительным оценкам все стивидорные компании порта (всего их порядка 28) теряли во время саммита от 1 до 1,5 миллионов долларов в день», - говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства SeaNews Марина Белоглазова. По ее мнению, Морская администрация порта теряла по 100-150 тысяч в день от «незаходов» судов.
«Маловероятно, что эти убытки окупятся в краткосрочной перспективе, - полагает Марина Белоглазова. - Ведь порт работает круглый год. Может, конечно, закрыться на несколько часов по причине шторма, - но это настоящий форс-мажор. А саммит - это форс-мажор другого плана. Это государственная система демонстрирует таким образом свои приоритеты и возможности. В сочетании с активно продвигаемым западными политиками и СМИ тезисами о плохой демократии в России эта акция не может не сказаться отрицательно на репутации порта как надежного партнера».
Отдохни!
Пострадали от саммита и продавцы «товаров массового потребления». В частности, представители власти «рекомендовали» «в честь праздника» закрываться торговым точкам в центре города. Правда, подсчитывать свои убытки «вслух» все опрошенные отказались. «Могу сказать, что ОБЭП закрыл магазин «Титаник» на Владимирском проспекте, - рассказывает председатель Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Сергей Постников. - При этом раньше никаких проблем там не было, а аккурат перед началом саммита там нашли кучу фальсификатов. Откроется он, думаю, завтра-послезавтра». Также, по словам г-на Постникова, советовали «сворачиваться» и мороженщикам. «Все работали в напряженном режиме, боясь, что в любой момент их могут закрыть, - говорит Сергей Постников. - Вообще говорили, что лучше никому бы не работать во время саммита. Наверное, боялись, что в магазины бомбу подложат».
Наталия Веденеева,
Фонтанка.ру