Все производители, оптовые поставщики и розничные торговцы смиренно ждут, когда кончатся «времена лихолетья» на алкогольном рынке. Конечно, спикер Совета федерации Сергей Миронов не так давно сообщил, что не видит ничего страшного в задержке с выдачей акцизов на алкоголь и советует россиянам вести здоровый образ жизни, однако многие граждане не разделяют его оптимизма, и огорчаются практически пустым прилавкам, на которых нет импортного вина. Плюс ко всему, на встрече игроков алкогольного рынка с фирмами «Атлас» и «СМ-Трейд», которые разрабатывали Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), эксперты отметили, что уже во второй половине августа может возникнуть серьезный дефицит легальной водки российского производства.
Водочные «филателисты» клеят марки
По словам генерального директора ЗАО « Холдинговая компания «Ладога» Вениамина Грабара, структуру алкогольного рынка города и страны в ближайшем будущем ждут большие изменения. «С начала этого года порядка 10-15% российских заводов уже ушли с рынка, а после 1 июля - еще 20% производителей, - говорит Грабар. - Это те предприятия, которые не смогли получить новую лицензию и запустить систему ЕГАИС. Некоторое количество розничных предприятий - 10-15% - не смогли выполнить новые условия работы на рынке и будут вынуждены уйти. Мы предвидели то, что проблемы с реализацией нового закона, вступившего в силу с 1 июля, будут очень большие, поэтому заранее предусмотрели ряд упреждающих антикризисных мер. В результате к нам на склад вернулось из магазинов отечественной продукции на сумму 5 миллионов рублей, а импортного алкоголя – менее чем на 100 тысяч долларов».
Несмотря на то, что акцизы уплачиваются в федеральный бюджет, городская казна также понесла потери в связи с хаосом на алкогольном рынке в части уплаты налога на прибыль. И в первом квартале текущего года, когда заводы простояли 1,5 месяца, и по итогам полугодия производители несут серьезные убытки. Участники рынка говорят, что речь идет о сотнях миллионов рублей.
Вопрос у «выживших» игроков рынка один – когда же разработчик, наконец, отладит систему ЕГАИС?
«Сама система ЕГАИС дает сбои на всех участках своей работы, а в таможне еще даже не запущена. Если бы у нас не было опыта работы с ЕГАИС на протяжении 6 месяцев, то мы не смогли бы наладить систему с 1 июля, как все оптовые компании», - полагает Вениамин Грабар.
«Что будет дальше – сказать сложно, - полагают в ЗАО «Ливиз». – Этот вопрос надо задать разработчикам ЕГАИС. Мы установили систему в срок. Однако система вводится медленно, установили ее еще далеко не все. И нашу продукцию закупают сейчас плохо. Убытки будем считать потом».
В Невском ЛВЗ полагают, что до дефицита водки все же не дойдет – акцизные марки, пусть с трудом, но «клеятся». И отладка работы ЕГАИС – вопрос времени. Правда, непонятно, какого.
«Клеим потихоньку марки, надеемся, что больших проблем у нас не будет, за счет патриотизма сотрудников», - сообщили корреспонденту «Фонтанки» в Веда-маркет.
«Ассортимент отечественного крепкого алкоголя сократится, - полагает коммерческий директор ООО «Бастион» Константин Егиазарян. - Но, думаю, ведущие производители смогут решить эту проблему, - «Ливиз», «Ладога», «Топаз», а сейчас они задают тон на рынке. Хотя, кстати, такого монстра как «Виктан» (касаемо российской части производства) – нет в ЕГАИС. Московского «Кристалла» тоже нет».
Идеал недостижим?
Изначально планировалось, что с помощью ЕГАИС можно будет проследить историю перемещения, например, одной бутылки водки с момента производства, через дистрибьютора, до розничного продавца. Однако на деле «процесс движения продукта максимально усложнен, - уверен Константин Егиазарян. - Одна ошибка – и за ее исправлением надо обращаться к обслуживающему персоналу ЕГАИС, которого на сегодняшний день практически нет. И когда через эту систему пойдет большой поток товара, я не знаю, как она будет справляться. Мне кажется, это нереально. Надо было Билла Гейтса звать обустраивать эту систему, если бы он, конечно, взялся».
«На сегодняшний день в этой программе мы не видим большинство своих товаров, они там пока не указаны, - продолжает Константин Егиазарян. - Импорта, как известно, там нет вообще, но касается это и отечественного крепкого алкоголя. Когда они там появятся и почему этот процесс идет так медленно – непонятно. Мы не можем закупать то, что мы не видим. Сейчас мы работаем и закупаем ту водку, которую, наконец-то, внесли в программу ЕГАИС. Но это лишь половина того ассортимента, которым мы торговали. Когда туда попадут остальные – неизвестно. Плюс ко всему мы видим далеко не всех своих клиентов. А работать с «не прописанными» клиентами, как и с подобной продукцией, нельзя. Сейчас там есть около 900 торговых точек, из которых треть – не наши клиенты. А вообще мы работали с 1500 точками. Сейчас мы работаем по всему ассортименту на 25% своих мощностей, а по отечественному крепкому алкоголю – на 50%. В среднем мы всего продаем пол миллиона бутылок алкоголя в месяц. Из них 60% - крепкого алкоголя. В день чистые убытки составляют порядка 5 тысяч долларов».
«В идеале система ЕГАИС должна стоять и в розничных магазинах, - считает директор магазина «Русская водка» Татьяна Николаева. – Однако думаю, что с экономической точки зрения для многих это будет затруднительно. Я слышала, что оборудования для розницы стоит порядка полутора тысяч долларов. У нас такого оборудования пока нет, хотя в системе ЕГАИС мы есть».
Ряд компаний, оптовых и розничных, просто отказался комментировать ситуацию, сославшись на нехватку времени. И их можно понять – говорить о наболевшем тяжело.
«Палёный» продукт
«Розница не будет покупать ЕГАИС – дорого, - считает начальник отдела PR ЗАО « Холдинговая компания «Ладога» Анна Симоненко. - А именно в рознице и появляется контрафактный алкоголь. Потому что ни один дистрибьютор не будет рисковать лицензией, чтобы закупать левые партии. Поэтому получается, что везде поставили забор, а главный вход не закрыли даже на ключ».
В результате «доля контрафактного алкоголя нисколько не уменьшилась, а наоборот, выросла с начала 2006 года примерно на 10-12%, - говорит Вениамин Грабар. - Вся продукция, которая после 1 июля в силу несовершенства российских бюрократических механизмов не сможет перемаркироваться новыми акцизными марками, станет продаваться нелегально. Потому что никто ни одной бутылки не разобьет, и не выкинет. Все это будет продаваться на «пьяных углах», из-под прилавка, в такси, в маршрутках, в общежитиях на окраинах города... При этом цены на отечественный крепкий алкоголь вырастут на 10-15%, а на импортное вино – еще выше».
Во всем мире контрафакт есть и составляет 10-15%, в России – 40-50%, - полагает Анна Симоненко.
Затраты на установку системы ЕГАИС для производителей алкоголя составляют порядка 500 тысяч рублей, для оптовиков – около 100 тысяч рублей, для розницы – примерно 45 тысяч рублей.
Наталия Веденеева,
Фонтанка.ру