Главы G8 получили неприятный сюрприз, а России как хозяину саммита пришлось выдержать серьезный экзамен. В течение года лидеры стран интенсивно готовились к работе над тремя главными темами. В результате их обсудили быстро. Но в основной день саммита на первый план вышла проблема конфликта на Ближнем востоке. Ситуацию пришлось разбирать «в живую».
Главам восьми государств преподнесли неприятный сюрприз, а России как хозяину саммита пришлось выдержать серьезный экзамен. В течение года лидеры и эксперты стран интенсивно готовились к бурному обсуждению трех главных тем. В результате на встречах их обсудили быстро. Но еще два дня назад мировая общественность с напряженным интересом наблюдала за развитием событий и гадала, что страны решат делать с Ираном, и вступит ли Россия в ВТО. А основной день саммита перевернул все с ног на голову и на первый план обсуждений вынес проблему конфликта на Ближнем Востоке. Ситуацию пришлось разбирать «в живую».
О горячем
Лидеры крупнейших мировых держав оставить в стороне свое мнение по поводу кровавых событий на Ближнем Востоке, конечно, не могли. Это было бы странно. Однако пока державы готовились к громкому заявлению, выверяли формулировки и подписывали документы, ситуация развивалась с нарастающей агрессией. И правда, какое дело «Хезболле» до того, что решают лучшие умы мира где-то далеко на севере в красивом дворце? Там же в это время решили, что похищать людей нельзя и наносить удары тоже. Там считают, что огонь должен быть прекращен с двух сторон. И должны быть созданы условия для мирных переговоров. Лидеры группы «восьми» даже приняли соответствующий документ «Ближний Восток». От резких формулировок и обвинений кого-либо - например, Сирии - лидеры воздержались. С одной стороны, чтобы попытаться корректно повлиять на ситуацию, с другой – чтобы сгоряча ни с кем не поссориться.
Несмотря на то, что конфликт на Ближнем Востоке в полном разгаре, Владимир Путин полагает, что усилия, предпринимаемые Россией для освобождения израильских солдат, не являются напрасными. Отвечая на вопрос о том, может ли Россия помочь в разоружении милиции «Хезболла», российский президент заявил на прошедшей ночью пресс-конференции, что Россия совершает необходимые действия для этого в контакте с партнерами на Ближнем Востоке, в Израиле и в соседних с Израилем странах. При этом Владимир Путин воздержался от оглашения деталей. Сам документ «Ближний Восток» готовился по инициативе России и Великобритании. И, помимо основных положений о недопустимости насилия на территориях, главы государств вспомнили о двух резолюциях Совета Безопасности ООН по Ливану. И договорились о том, что не просто будут добиваться в полном объеме их исполнения, но и обратятся в Совет безопасности с настоятельным призывом выработать соответствующий план.
Документы и призывы остановить кровопролитие первыми подписали Совбез ООН и Лига арабских государств. Но примирения сторон не произошло. То же самое получилось и на «восьмерке». Однозначного единогласного мнения, несмотря на выработанный документ, у держав не получилось. Можно предположить, что США, например, с некоторым пониманием относится к действиям Израиля. Европа склоняется к протесту против нанесения ударов по Ливану. Мы же воздерживаемся от обвинений и просто хотим мира во всем мире, пытаемся освободить заложников, решив таким образом одну из официальных причина начала конфликта. Хотя при этом Путин второй день подряд говорит и о каких-то других мотивах Израиля в развертывании конфликта. По его мнению, обстрел инфраструктуры плохо сочетается с похищением военнослужащих. И, воспользовавшись ситуацией, Израиль стремится избавиться от главной головной боли – агрессивной угрозы, исходящей от «Хезболлы». А в сложившейся ситуации – привлекая внимание восьми крупнейших мировых держав, по воле Аллаха решивших провести три дня в приятной компании, и надеясь на поддержку своих действий с их стороны.
Обеспокоенность лидеров G8 тоже понять можно. Только недавно между лидерами шло бурное обсуждение вопроса о мирной ядерной энергетике и проблемах Ирана, как на горизонте возникла угроза едва ли не третьей мировой. Но пока в Стрельне шло обсуждение проблемы, на другом конце континента наверняка мало кто сумел отвлечься от фронтов и, например, посмотреть телевизор. Начался шестой день войны.
О насущном
Отвлекаясь от основной повестки дня саммита, главы G8 приняли решения и по мирным вопросам развития наших стран. Самым тяжелым, казалось, был вопрос ядерной энергетики. Но, видимо, хорошо поработав в течение всего прошедшего года, в основной день саммита об этом вопросе практически не вспоминали. И быстро приняли соответствующий документ. Главное, как отметил российский президент, в мировом пространстве удалось расширить толкование понятия энергобезопасности. И если раньше под этим понимали бесперебойное снабжение энергоресурсами, то теперь считается, что энергобезопасность связана и с добычей, и с транспортировкой, и с продажей на рынках. Главное, что было отмечено, это то, что Кремль не определяет цены на газ и давно отошел от политики директив в этом вопросе. Все определяет рынок: средние цены, мировые показатели, наличие или отсутствие конфликтов.
С Ираном тоже все решили просто: надо развивать международные центры, надо контролировать с помощью МАГАТЭ, надо утилизировать отработанный атом, но не бояться ядерной энергетики. Она ведь чистая, надежная и очень даже безопасная. Немцы, итальянцы и англичане сомневались, стоит ли включать вопрос энергетики в программу обсуждения вообще. В Германии это, например, связано с тем, что общественность страны выступает против ядерной энергетики как таковой, хотя доля энергии, вырабатываемой на АЭС в Германии, и составляет 28% (для сравнения: в России - это всего 16%). "Победами" России можно назвать также то, что представителям нашей страны удалось объяснить партнерам, почему мы пока не можем ратифицировать Энергетическую хартию, а также доказать важность заключения долгосрочных контрактов.
Вопросы образования и борьбы с инфекционными болезнями, заявленные Россией в качестве хозяйки саммита для обсуждения, по признанию экспертов, имеют для нашей страны особое значение. Несмотря на то, что внедрение инноваций и частного бизнеса в образовании и борьба с птичьим гриппом важны для всех стран «Большой восьмерки», именно в прошлом году были запущены национальные проекты «Здравоохранение» и «Образование». В принятых на саммите декларациях говорится о международном сотрудничестве в создании исследовательских сетей с участием высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и бизнеса. Имея в проекте технопарк, создание которого вполне реально с помощью иностранных инвестиций, можно считать, что данный пункт документа мы уже выполнили. На глобальном мировом уровне теперь, после принятия документа об образовании, будут расширяться и существующие программы обмена студентами, преподавателями и исследователями, что не только повысит их мобильность, но и будет стимулировать развитие лингвистических и межкультурных навыков. Для России это очередной шаг к интеграции в Болонский процесс, в рамках которого к 2010 году дипломы российских вузов будут легитимны в Европе.
Однако, как сообщил во время брифинга по итогам второго дня саммита президент России Владимир Путин, в рамках вопроса об образовании для нашей страны был принципиально важен пункт о создании образовательных программ для мигрантов. Мигранты и их освоение в обществе за счет образования – самый острый момент вопроса об образовании: достаточно вспомнить погромы, которые устроила мусульманская диаспора во Франции, и наличие националистических настроений в России и Германии. Экспертный совет, наработки которого легли в основу документа, считают дипломатической победой то, что вопрос вообще был поднят. Помимо предложения о создании специальных образовательных программ для мигрантов в области языка, культуры и выбора профессии, что позволит иностранцам, по мнению создателей документа, стать своими в чужой стране, должно существовать в своем роде единое информационное поле, в котором страны могли бы обмениваться «наилучшей практикой экспертиз в области образовательных программ для мигрантов».
Обсуждение третьего вопроса повестки дня – борьбы с инфекционными заболеваниями – также имеет большое значение для России. Во-первых, прикладное. В рамках обсуждения вопроса здравоохранения на саммите G8 было наконец-таки принято решение о создании референс-лаборатории в России. В задачи лаборатории будет входить сбор информации, мониторинг и создание вакцины против основных мировых инфекционных заболеваний.
Референс-лаборатория будет работать в тесном взаимодействии с ВОЗ и отвечать за отслеживание циркуляции вирусов и инфекций не только на территории России, но и в Средней Азии: Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и Казахстане. На обеспечение материальной базы этой лаборатории Россия выделит более 40 миллионов долларов. Мировыми сообществами, в частности ВОЗ, было предложено принять участие в финансировании создания этой лаборатории, но правительство РФ решило полагаться на собственные средства. Выделенные деньги будут учитывать как средства, которые РФ должна была направить на борьбу с птичьим гриппом. Сейчас существует четыре подобные лаборатории: в Японии, в США, Австралии и Великобритании.
Во-вторых, в рамках борьбы с инфекционными болезнями, ярким цветом сможет расцвести и национальный проект «Здравоохранение», в рамках которого в России планируют справиться с гепатитом В, краснухой и снизить количество потенциальных жертв гриппа.
Кстати, работа по этому вопросу оказалась так эффективна, а принятые решения так важны, что со следующего года вопросы, касающиеся здравоохранения и борьбы с инфекционными болезнями, будут присутствовать постоянно в повестке работы глав «Большой восьмерки».
Помимо "раскрученных" тем – энергетической и инфекционной безопасности, проблем образования – обсуждались и другие важные вопросы. Приняты документы о борьбе с интеллектуальным пиратством (впервые эта тема прозвучала на саммите в 2005 году), борьбе с коррупцией на высоком уровне и о помощи Африке (эти темы впервые были затронуты в 2001 году). Над документом о коррупции работа шла тяжело, так как в различных правовых системах используются различные понятия.
Больше всего сил было затрачено на подготовку документа о международной торговле (среди организаторов саммитов эта тема носит даже название "ритуальных страданий"). Это одна из наиболее сложных проблематик. Работа над многими документами заканчивалась в 4 утра, приходилось будить лидеров стран – согласовывать с ними формулировки. Важнейшим для России (из принятых) можно назвать положение о том, что "восьмерка" поддерживает усилия России по скорейшему присоединению к ВТО на стандартных условиях. При подготовке документа об энергетической безопасности сложности возникали с вводом понятий "безопасности спроса" и "обмена активами", которые представители других стран посчитали абсолютно "не рыночными понятиями".
Татьяна Востроилова,
Александра Медведева,
Фонтанка.ру