Музей политической истории России стал на месяц центром карикатуры. Там открылась выставка победителей Международного конкурса карикатуры «Европа-Азия». Веселые, политизированные, неоднозначные работы о связи Востока и Запада – все без подписей – приглашают зрителей к диалогу.
«Европа-Азия» – так называется выставка лучших работ Международного конкурса карикатуры. Она открылась вчера в здании Музея политической истории России при содействии продюсерского центра «Две столицы». Посетители могут увидеть лучшие работы русских и зарубежных художников, призёров двух предшествующих конкурсов карикатур 2006 и 2002 годов в Екатеринбуге.
Екатеринбург для проведения первых двух конкурсов был выбран не случайно: по одной из версий, именно там проходит географическая граница Азии и Европы. Организаторов выставки волновала не столько проблема взаимоотношений двух культур, сколько их исторические взаимосвязи, вопрос общности многих сторон жизни Востока и Запада и уверенность в том, что сегодня «нельзя и не нужно строить Великую Китайскую стену между Европой и Азией». Последние слова принадлежат главному меценату выставки, президенту объединения заводов «Финпромко» Анатолию Павлову. На торжественном открытии он говорил о том, что искусство должно сближать, тем более – карикатурное, не всегда предполагающее сатиру, но, в первую очередь, чувство юмора и зачастую позитивный взгляд на проблему. Ещё о взглядах – по словам Максима Смагина, известного уральского художника, автора идеи конкурса, в карикатуре замечательно то, что ни один рисунок не бывает озаглавлен, и автор оставляет свободу выбора основной мысли зрителю А это уже диалог. Одного зрителя с другим или даже с самим собой.
Работы некоторых авторов крайне неоднозначны: например, Василия Александрова – с зелёным ростком на стрелке указателя направления, символизирующим Европу, в то время как сама стрелка деревянная и, по словам самого художника, старая – олицетворяет Азию; литовского художника Владимира Бересневаса, на рисунке которого человек в костюме шагает на Восток, развернув голову на Запад. Эрдоган Басол из Турции наполнил песочные часы весьма необычным «песком»: картой мира, Европой падающей вниз. У нескольких художников явно чувствуется политическая подоплёка сюжетов: чего стоит один Сергей Сиченко из Израиля, на одной из работ которого некто в чалме выбивает ковёр-самолёт, зацепив его за Эйфелеву башню!
Впрочем, красная нить соседства и, вопреки сложившимся стереотипам, сходства двух сторон света никуда не теряется. В этом можно удостовериться, обратив внимание на рисунки обладателя первого места конкурса Игоря Лукьяненко, а также Рушана Гатауллина.
Кроме того, внимание стоит обратить на откровенно смешные работы, например, собаку, с ужасом читающую книгу о корейской кухне по соседству с хозяином, с ужасом читающего Стивена Кинга, на рисунке Владимира Ранних. Или работу Марины Маркевич, на которой японец традиционно кланяется Пизанской башне. Прекрасны работы призёров конкурса Вячеслава Бибишева и Василия Вознюка (Украина). Техника каждого художника уникальна.
Выставка будет открыта в течение месяца, после чего, возможно, отправится в дальнейшее путешествие. Организаторы выставки также уже сегодня ведут переговоры с Музеем современной истории о дальнейшем сотрудничестве и предоставлении помещения для показа следующей экспозиции: «Европа – Азия. Фактор Времени».
Мария Зинченко,
Фонтанка.ру