Тактика намыва территорий становится популярной у строителей. В Кронштадте собираются строить морской порт, намыв 14 гектаров. Еще более крупный грузовой терминал обещает появиться в Ломоносове, около южной части дамбы, правда, уже после возведения КЗС. Основная часть грузооборота обоих портов придется на контейнеры.
Тактика намыва новых территорий становится популярной у проектировщиков и строителей. В Кронштадте планируется построить морской терминал, намыв дополнительную территорию примерно в 14 гектаров. Строительство нового порта оценивается в 150 миллионов долларов. Однако инвестор проекта, ЗАО «Сорус» (Санкт-Петербург), один из крупнейших российских импортеров фруктов, пока не просчитывал, откуда именно он будет брать заемные средства. В компании «Фонтанке» сообщили, что только после технико-экономического обоснования станет понятно, насколько этот проект вообще интересен инвесторам.
Если интерес инвесторов не угаснет, и строительство начнется и завершится, то, по словам представителей ЗАО «Сорус», работа данного терминала даст 700-800 дополнительных рабочих мест Кронштадту. Сам терминал будет состоять из трех причалов общей длиной 610 метров, один из которых предназначен для приема накатных грузов. Кроме того, на территории терминала расположатся три складских помещения, в том числе и для глубокого охлаждения. Одновременно со строительством терминала планируется оборудование подходного канала глубиной до 11,5 метров, а также маневровой и операционной акватории. Как рассказал генеральный директор ЗАО «Кронимпэкспорт» Олег Заруев (компании принадлежит право застройки терминала), новый порт также будет дополнен яхтенной стоянкой. По мнению специалистов компании «Кронимпэкспорт», срок окупаемости проекта составит 8–9 лет.
Начать строительство, по словам Олега Заруева, ориентировочно планируется в конце 2007 - начале 2008 года. По его словам, это зависит от того, как быстро будет получена разрешительная документация на проектирование и строительство нового терминала. Половина согласований уже есть.
Грузооборот нового порта на первом этапе строительства будет достигать 1 миллиона тонн в год, а к 2011 году должен увеличиться до 2,5 миллионов тонн грузов в год. «Это оптимальный объем работ, – считает Олег Заруев. – В Кронштадте нет железной дороги, только автомобильный транспорт, поэтому объем больше 2,5 миллионов тонн в год вывезти будет очень непросто». А меньший объем, по его словам, просто не окупится.
Новый порт будет многофункциональным – частично там будет переваливаться плодоовощная продукция из экзотических стран, для хранения которой планируется построить склады для глубокого охлаждения. Кроме того, перспективными грузами для перевалки Заруев считает генеральные грузы и контейнеры. В частности, доля последних будет достигать 40%.
Освоение Ломоносова
Строительство еще одного грузового терминала, гораздо более крупного, заявлено ЗАО «Кронимпэкспорт» на площадке, примыкающей к южной части дамбы КЗС. «Тот терминал будет рассчитан на перевалку 10 миллионов тонн грузов в год, - говорит Олег Заруев – И сейчас ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе иностранными». По словам господина Заруева, инвестиции будут составлять 350-400 миллионов долларов. Этот порт будет также переваливать генеральные грузы и контейнеры. По словам Заруева, 50% из всего грузооборота будут составлять контейнеры.
«При наличии мощностей порт Санкт-Петербурга может обрабатывать гораздо больше контейнерных грузов, чем сейчас, - полагает начальник отдела маркетинга крупнейшего в Большом порту Петербурга терминала по перевалке контейнеров ЗАО «Первый контейнерный терминал» Сергей Иванов. - В прошлом году в Большом порту было перевалено более 12,5 миллионов тонн контейнерных грузов, в том числе ЗАО «ПКТ» - 8 миллионов 250 тонн». В этом году, по прогнозу Сергей Иванова, цифра общего контейнерного грузооборота может увеличиться до 14 миллионов тонн.
«Грузооборот Большого порта Петербурга растет», - рассуждает о том же господин Заруев. И, по его словам, есть реальная перспектива создавать новые перевалочные пункты, в частности, по контейнерам. «По контейнерам грузооборот порта Петербурга растет более чем на 20% в год, и именно по контейнерным перевозкам мы далеко не достигли уровня европейских стран», - считает Заруев. Кроме того, по мнению Олега Заруева, этот терминал может быть использован как важный элемент транспортного коридора Азия-Европа. Например, из Китая будут железной дорогой везти грузы, переваливать их в этом порту на суда и дальше везти в Европу. По словам Заруева, некоторые китайские компании готовы участвовать в эксплуатации данного, пока будущего порта, и предоставлять грузооборот в объеме 6,5 миллионов тонн в год, то есть больше половины.
Однако пока не будет закончено строительство дамбы, начинать там строительство нельзя. И в идеальном варианте порт будет построен не раньше 2015 года.
Наталья Веденеева,
Фонтанка.ру