Смольный решил из горбюджета заплатить за появление на месте намыва нового порта. С 2008-го по 2011-й годы город выложит за него почти 6 миллиардов рублей. Ранее городские власти заявляли о том, что не намерены вкладывать средства в нашумевший стратегический проект. Чиновники утверждали, что его реализацию оплатят частные инвесторы и федеральная казна.
Смольный решил из средств горбюджета заплатить за появление на месте намыва нового порта. С 2008-го по 2011-й годы город выложит за него почти 6 миллиардов рублей. Об этом стало известно сегодня - после того, как городское правительство одобрило проект закона «О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство морского пассажирского терминала на Васильевском острове». Согласно ей, Смольный берет на себя обязательства по частям выкупать облигационный займ, который разместит инвестор - ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», одна из структур управляющей компании «Морской фасад».
Напомним, что ранее городские власти заявляли о том, что не намерены вкладывать средства городского бюджета в масштабный стратегический проект. Чиновники утверждали, что его реализацию оплатят частные инвесторы и федеральная казна.
Однако сегодня стало ясно, что планы Смольного кардинально изменились. И теперь платить за новый порт придется городскому бюджету.
Проект нового закона, закрепляющего за городом обязательства расплатиться с инвестором, члены правительства одобрили быстро. Докладчик - первый заместитель председателя комитета финансов Эдуард Батанов - заявил, что это «технический вопрос», поскольку принципиальное решение о строительстве порта было принято на городском уровне уже 2 года назад, а в прошлом году последовало и соответствующее постановление федерального правительства.
«Целевая программа» предполагает, что до 2012 года ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» вложит в строительство причальных сооружений и береговых объектов терминала 6,1 миллиарда рублей. Кроме собственных средств (0,5 миллиарда рублей) будут использоваться кредиты и займы учредителей (почти 2 миллиарда рублей), а также средства, привлеченные от размещения облигационного займа в 2008-2011 году (3,6 миллиарда рублей). Предполагается, что в дальнейшем город выкупит облигационный займ. По словам Батанова, ежегодно с 2008 года в бюджете Петербурга под это будут предусматриваться средства. К тому времени будут введены три причальных комплекса и порт начет работу. Общий объем финансирования в 2008-2011 годах на эти цели составит 5 миллиардов 915 миллионов рублей. Финансирование будет поступать траншами и, как утверждают в Смольном, только при условии соблюдения инвестором всех сроков выполнения работ.
По плану, в 2012 году займ будет погашен путем конвертации в голосующие акции инвестора, при этом город имеет право сделать это досрочно в 2008-2012 годах. В 2012 году город потратит на выкуп голосующих акций еще 1 миллиард 105,3 миллионов рублей. Таким образом, в конечном счете, объект должен остаться в собственности города. За сумму почти в 6 миллиардов рублей.
По сути, городской бюджет выступает финансовым гарантом инвестора. Что, безусловно, должно облегчить последнему получение кредитов. Наблюдатели уже сравнивают эту схему с той, которая использовалась под проект самого скандального строительства в Петербурге РАО «ВСМ» - ямы у Московского вокзала. Напомним, тогда РАО «ВСМ» тоже разместила гарантированные государством облигации почти на 1 миллиард рублей, но денег на строительство магистрали так и не собрала, вырыв только котлован.
Зачем городские власти решили в очередной раз вписаться в столь сомнительную схему, остается только гадать. По словам губернатора, это поможет «уменьшить риск» того, что проект не будет до конца реализован. Однако, как считает политолог Борис Вишневский, то же самое можно было бы сделать, просто обеспечив инвестору гарантии администрации под банковский кредит. В Смольном утверждают, что по такой же схеме финансировались Юго-Западные очистные сооружения.
- Происходит именно то, о чем многие, в том числе и я, предупреждали еще год назад, - считает Борис Вишневский. – Строительство порта будет оплачено не за счет инвесторов, как нам обещали, большей частью, из бюджета Петербурга – то есть, за счет горожан. Все разговоры о том, что город-де ничего не потратит, - такой же обман, как в ситуациях с РАО ВСМ и «Ледовым дворцом». Теперь я понимаю, чем, в представлении администрации, стратегический инвестор отличается от обычного! Обычный инвестор приносит деньги в экономику города, а стратегический (каковым объявлен «Морской фасад») – выносит деньги из города... Ни один банк никогда не даст такие кредиты под заведомо неокупаемый проект без гарантий администрации. А проект строительства терминала является именно таковым. Ведь и английские банкиры отказывались в свое время вкладывать деньги в проект РАО "ВСМ" до тех пор, пока Минфин не предоставил своих гарантий. Здесь мы наблюдаем ровно то же самое. К тому же, именно при строительных работах легче всего завысить их стоимость и положить себе в карман львиную долю «освоенных» средств. Со своими деньгами так не поступают, а вот с бюджетными – сколько угодно....
Говорят, инициатор проекта – олигарх и депутат Госдумы Виталий Южилин – уже обращался в ряд иностранных банков за кредитами, но получил отказ. Можно предположить: когда возникла вероятность того, что реализация «стратегического проекта» может оказаться под угрозой срыва, Смольный предложил финансовые гарантии банковских рисков.
По мнению главы постоянной комиссии по городскому хозяйству городского парламента Михаила Амосова, схема с выкупом городом облигаций инвестора выглядит «очень сомнительно». «Мне не понятно, зачем тогда город привлекал инвестора, если он мог и за собственный счет построить порт? Ведь, насколько я понимаю, это единственный значимый для города объект в этом проекте. Застройка намытых территорий принесет прибыль инвестору, а что получит с этого город? Город сам мог бы привлекать кредиты, выпускать облигационные займы и без всяких инвесторов построить новый порт».
СПРАВКА: Проект стоимостью порядка 3 миллиардов долларов подразумевает намыв на территории Финского залива более 450 гектаров новых земель и возведение на 30 из них морского торгового терминала. На оставшихся гектарах предполагается построить офисы, бизнес- и торговые центры, а также жилье. Недавно одна из структур УК «Морской фасад» выиграла аукцион на право комплексного освоения несуществующих пока территорий.
Надежда Зайцева,
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру