Импортный алкоголь практически полностью исчез с прилавков магазинов, остался только наш. Пожалуй, впервые с перестроечных времен полки, на которых стояло спиртное, опустели: в ночь с пятницы на субботу в стране вступил в силу запрет на торговлю алкоголем со старыми акцизными марками. Новых на всех не хватает, и, не смотря на продление сроков маркировки до конца года, продавцы говорят: проблемы будут вплоть до Нового года.
В эти выходные импортный алкоголь практически полностью исчез с прилавков магазинов. Пожалуй, впервые с перестроечных времен полки магазинов, на которых стояло спиртное, опустели. В ночь с пятницы на субботу в стране вступил в силу запрет на торговлю алкоголем со старыми акцизными марками. При этом пока количество алкоголя, оклеенного марками нового образца, специалисты сравнивают с каплей в море - по оценкам экспертов из Федеральной таможенной службы (ФТС) пока ими снабжены только 5% импортного алкоголя в розничной торговле. В течение всего прошлого месяца розница трудилась, не покладая рук, оформляя массовые возвраты поставщикам готовящегося превратиться в контрафакт товара. Склады поставщиков уже заполнены до отказа, а поступающие новые марки выдают в первую очередь российским производителям – импортеры вынуждены ждать.
В последние дни перед «черной субботой» покупатели сметали с полок оставшийся в магазинах импортный алкоголь. Так, вина, которые до «алкогольного кризиса» стоили, к примеру, 80 рублей, можно было приобрести за 40 рублей и ниже. Уценка на дорогие напитки свыше 2 тысяч рублей достигала 70 процентов. Освобождая полки от импортного алкоголя, продавцы заполняли опустевшее пространство кто чем. Где-то вместо импортных вин по полкам растянулись ряды бутылок с пивом, где-то их заполняли детскими игрушками, а некоторые торговцы решили уставить полки пустыми бокалами, намекая на грядущий тотальный дефицит спиртного, который, по оптимистичным прогнозам может продлиться до сентября, а по самым пессимистичным – до Нового года.
Именно столько времени потребуется участникам рынка для того, чтобы адаптироваться к новым правилам игры. Пока контролирующие инстанции готовятся к масштабным проверкам, импортеры предрекают рост цен на алкоголь: вплоть до 25-30 процентов.
С этим не согласен глава ассоциации «Северо-западный альянс участников алкогольного бизнеса» (АЛБИ) Игорь Попов: «Почему спиртное должно расти в цене? Этого не будет, ведь с экономической точки зрения ничего не изменилось, стоимость акцизов никто не повышал. Если бы цены можно было бы поднять, это давно бы уже произошло. Вопрос заключается только в том, что кто-то в связи с вступлением в силу новых правил понесет убытки, а кто-то – нет».
Между тем, по оценкам специалистов, по стране потери дистрибьютеров исчисляются десятками миллионов евро. Участники рынка ссылаются на то, что законодательная база была сформирована с опозданием – так, что они не успели наладить работу по новым правилам. При этом таможенники утверждают, что новые марки выдавали с марта. По закону до 1 июля розничные продавцы могли вернуть алкоголь со старыми акцизными марками поставщикам, теперь они обязаны возвращать товар только производителям.
Но так обстоят дела не у всех. По словам генерального директора «Бодегас Вальдепабло Нева» Александра Табачкова, рост цен на импортный алкоголь если и последует, то только в связи с убытками, которые дистрибьютеры понесут до того, как адаптируются к новому законодательству. «Стоимость таможенных услуг повысилась на 10-15 центов с бутылки, поэтому экономической составляющей для того, чтобы взвинчивать цены, я не вижу, - считает он. - Такие прогнозы могут объясняться только желанием импортеров возместить огромные потери, которые они терпят сегодня. На прошлой неделе я был в Аргентине. Могу сказать, что там сейчас на рынке - апатия, за последнее время новые поставки вина не выходили из страны».
Напомним, что под действие новых требований попадают также парфюмерные изделия с содержанием спирта свыше полутора процентов, - они также подлежат маркировке. Новые марки сделаны по особой технологии и содержат массу информации. По закону производители и импортеры алкоголя должны заносить данные о своей продукции в единую государственную автоматизированную систему (ЕГАИС). Эту информацию и должна содержать новая акцизная марка.
Правительство РФ уже приняло решение продлить срок перемаркировки импортной алкогольной продукции акцизными марками нового образца до 29 декабря 2006 года включительно. Соответствующее постановление на днях подписал премьер-министр Михаил Фрадков. Тем не менее, вся продукция со старыми марками должна быть изъята из оборота и находиться на складах.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру
На фото Валентина Илюшина: так выглядят полки винных отделов в "Елисеевском"