Минтранс согласился с требованием города ограничить движение по Неве однокорпусных танкеров, перевозящих темные нефтепродукты (мазут). Соответствующий документ о реализации совместных мер по усилению безопасности мореплавания в границах города подписали министр транспорта РФ Игорь Левитин и губернатор города Валентина Матвиенко. «Экологические» ведомства эту меру приветствуют – они давно ждали такого решения.
О подписании соглашения было заявлено на совместном заседании Морского совета при городском правительстве и Совета федерального агентства морского и речного транспорта, которое прошло с участием министра транспорта. В основу документа (который пока не носит нормативного характера) положен разработанный городскими властями еще год назад план мероприятий по обеспечению безопасности судоходства на Неве. Инициатива о запрете движения однокорпусных танкеров исходила от губернатора Матвиенко, которая неоднократно заявляла, что эта практика угрожает городской экологии.
В Балтийской спецморинспекции корреспонденту «Фонтанки» сообщили, что эта идея родилась несколько лет назад – после аварии, которая произошла в октябре 1999 года с танкером «Нефтерудовоз-7» компании «Волго-Танкер». Тогда судно село на мель в районе Кировска, в воду вылилось около 15 тонн мазута. Ущерб от разлива, в том числе ГУП «Водоканал», составил 14 миллионов рублей. После этого тема безопасности судоходства на Неве была включена в повестку коллегии Минтранса России и обсуждалась на выездном совещании в Санкт-Петербурге. В результате были намечены определенные меры, по оценкам специалистов, довольно эффективные. В частности, была разработана программа "Нева-2000". Она предусматривала введение современных средств контроля за судоходной ситуацией на реке, а также запрет на движение однокорпусных судов – как судов повышенного класса опасности. Ведь в случае аварии нефтепродукты сразу попадают в воду. При перевозке их на двукорпусных судах такого не случается. Однако реализация программы так и осталась на бумаге. Почему? В Балтийской спецморинспекции в качестве одной из причин называют противоречия между экономической и экологической составляющими: всем хотелось заработать на нефтеперевозке, о безопасности думали мало. Сейчас объемы «стихийной» нефтеперевалки сократились – появились современные портовые комплексы в Приморске, Высоцке, на подходе – в Усть-Луге. Однако Нева по-прежнему является транзитным путем, а ведь только за минувший год в черте города произошло 7 столкновений судов с опорами мостов! Так что «экологические» ведомства соглашение только приветствуют.
Между тем, судя по заявлениям министра транспорта, сам он не уверен, насколько правильным будет такое решение. «Моя рука тяжело подписывала это соглашение, - заявил он на заседании Морского совета. – По сути, мы запрещаем движение по Волго-Балту. Речники потеряют доходы, нам надо искать пути, как в дальнейшем будет организовано движение».
По мнению замглавы Ространснадзора Михаила Суслина, мера по ограничению движения однокорпусных танкеров не будет столь эффективной, как того, видимо, ожидают городские власти. По его мнению, в первую очередь необходимо сделать акцент на качественной подготовке судоводителей. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, в 80 процентах причиной аварийности является человеческий фактор. Аварийность растет с каждым годом. В прошлом году на реках она повысилась на 11 процентов, на море – на 14 процентов.
Надежда Зайцева,
Светлана Борисова,
Фонтанка.ру