Два пути развития розничной торговли в городе определили чиновники Центрального района на очередной коллегии районной администрации. Первый путь – построить множество мизерных (площадью до 50-ти квадратных метров) специализированных магазинчиков формата «магазин у дома» – «булочных», «молочных», «мясных», чтобы обеспечивать население «в пределах пешеходного доступа» качественными и разнообразными продуктами определенных категорий. Второй – развивать сети больших по площади универсальных магазинов формата мини- и гипер-маркетов, чтобы жители района могли разом удовлетворять все свои покупательские потребности.
Не хлебом единым жив магазин!
Просмотрев подготовленный пресс-службой администрацией района поучительный фильм, члены коллегии уяснили главную из проблем, поставленную во главу угла концепции развития потребительского рынка Петербурга на 2005-2007-й годы. А именно – обеспечение жителей всей «потребительской корзиной» надо организовать в пределах «пешеходного доступа». То есть, по идее, любой петербуржец, выйдя из парадной своего дома, должен иметь возможность и отовариться всевозможными продуктами и хозтоварами, и помыться-попариться, и подстричься-починиться.
Согласно озвученным на коллегии данным, потребительскую корзину обитателей Центрального района обеспечивают три с половиной тысячи предприятий: 382 продовольственных магазина, 1214 магазинов промышленной торговли, 960 предприятий общественного питания, 770 предприятий по оказанию бытовых услуг и 155 прочих организаций (среди которых гостиницы, рынки, залы игровых автоматов, интернет-клубы и др.). Темпы роста розничной торговли продолжают увеличиваться. Только в 2005-м году открыто 123 магазина. Однако продуктовых из них всего 25, и эта тенденция сохраняется уже не один год. В связи с этим в администрацию района все чаще обращаются жители с просьбами открыть продовольственные магазины, ориентированные на малообеспеченные слои населения.
При этом третья часть уже существующих магазинов в районе расположена в неприспособленных помещениях – подвалах, полуподвалах, расселенном жилье. Всюду нарушения тишины при проведении погрузочных работ, грязь при складировании тары, подсобного материала, груды мусора в вечернее время, нарушение правил торговли круглосуточными магазинами, низкое качество товаров и обслуживания. А потому вопрос о необходимости открытия в районе магазинов, отвечающих ценовым и качественным запросам населения, встал ребром.
Первую линию развития потребительского рынка от лица питерских продуктовых производителей «двинул» генеральный директор ООО «Каравай-сервис» Юрий Кириакиди. По его мнению, наш город зря отдается во власть торговых сетей. И если спальные районы уже крепко увязли в сетях мегамаркетов, то в историческом центре «булочные» могут попытаться взять реванш. Ведь пытающиеся «объять необъятное» универсамы могут обеспечить покупателям лишь 10-13 наименований тех же хлебобулочных изделий, тогда как разветвленная сеть маленьких, но специализированных магазинчиков того же «Каравая» могла бы предложить жителям городского центра более полусотни наименований качественного и доступного хлеба.
Однако пыл «сетевиков-специализаторов» слегка остудил заместитель председателя КЭРППиТ Николай Архипов, который напомнил, как «корова языком слизнула» многочисленные «булочные», «молочные», «рыбные» и «мясные» магазинчики советских времен, павшие под ударами взлетевших в небо расходов на аренду помещений и коммунальные услуги. «На одном хлебе или молоке никакой, даже самый маленький, магазин в Петербурге не выживет!» – убежденно заявил он. Да и Кириакиди пришлось со вздохом посетовать на ряд «первоочередных проблем», с которыми пришлось столкнуться среднему бизнесу: и на повышение арендной платы (за год до 25 процентов), и на неуклонный рост платы за коммунальные услуги (на 17-18 процентов), и на ползущую верх кривую расходов на вывоз мусора (в среднем на 20 процентов). Из-за непомерных расходов даже преуспевающим производителям приходится закрывать некоторые торговые точки.
Закупись – не скупись!
Второй путь пытался лоббировать генеральный директор ЗАО «Дикси-Петербург» Виталий Ключников. За спиной у «Дикси» несколько лет довольно успешной работы на рынке «третьей ценовой категории» и немалый, похоже, опыт по налаживанию отношений с местной номенклатурой. К примеру, регулярно предоставляемые местному управлению по социальной защите населения дисконтные карты, распространяемые потом через администрацию среди малообеспеченных граждан, принесли магазинам не только постоянных (пусть и не очень расточительных) покупателей, но и благосклонность чиновников. Тем более что в Центральном районе эти категории населения (нуждающиеся в магазинах «в пределах пешеходного доступа» не меньше, если не больше чем другие) – 47 тысяч пенсионеров и 29 тысяч инвалидов – составляют весьма и весьма солидный рынок сбыта товаров общего потребления.
От ненавязчивых напоминаний о жалобах жильцов на загрязнение дворов в домах «дисклокации» магазинов и загромождение их постоянно подъезжающими на разгрузку автомашинами менеджер отмахнулся, заявив, что «руководством компании уже обсуждаются» все необходимые новшества. Это и покупка новых грузовиков, и освоение новой технологии «мгновенной разгрузки» (благодаря которой грузовик будет стоять во дворе не более 5-10 минут), и приобретение новых гидравлических прессов для мусора.
Прачечная в супермаркете?
Небольшая дискуссия по поводу сохранения и ценности для района существующих в нем пяти общественных бань (некоторым чиновникам показалось, что оставшиеся 25% «коммунального» населения района – это уже «не тот» показатель, который необходим для содержания такого количество помывочных) плавно перетекла в обсуждение вопроса о прачечных и парикмахерских. И если с последними в районе все в порядке, то первые, по словам одного из выступающих «благополучно вымерли как вид»: их постигла та же судьба, что и «булочные» с «молочными». Другой выступающий предложил... устроить прачечные самообслуживания, что прижились в студенческих общежитиях Василеостровского района, внутри сетевых супермаркетов. Чтобы житель центра мог не только «затариться» продуктами, одеждой-парфюмом и канцелярией, но и постираться – не отходя от кассы.
Павел Горошков,
Фонтанка.ру