"Напрасно большинство горожан при слове конопля вспоминают о наркоманах, - заявили петербургские ученые. - Российская экономика нуждается в этом безобидном растении!" Селекционеры давно вывели сорта, абсолютно не обладающие психотропным воздействием. Зачем эта трава нужна стране и Госнаркоконтролю пытался разобраться корреспондент "Фонтанки".
Петербургские ученые вступились за коноплю – очень древнюю и ценную сельскохозяйственную культуру. Селекционеры давно вывели сорта, абсолютно не обладающие психотропным воздействием. Более того, если их культивировать рядом с посевами «той самой травки», в результате перекрестного опыления гонимое растение теряет свои наркотические свойства. Однако ученых никто не слышит, и война с коноплей без разбора продолжается. В первую очередь потери несет экономика.
Коноплю, ее свойства и пригодность для экономики страны знают ученые мужи Всероссийского НИИ Растениеводства имени Вавилова. Как рассказал ведущий научный сотрудник института Сергей Григорьев, промышленные посевы конопли постоянно сокращаются. Если в 1940-м году в Советском Союзе конопля возделывалась почти на миллионе гектар земли, то сейчас - лишь на 6 тысячах. Борьба с коноплей началась в 70-80-е годы, когда в нашей стране узнали о марихуане, а «промоутерами» ее, по мнению Григорьева, стали побывавшие на афганской войне. Наши сорта к тому времени не обладали наркотической составляющей. Уровень психотропности конопли определяется содержанием в ней тетрогидроканнабинола (ТГК). В тех сортах, что служат сырьем для производства наркотических веществ, содержится от 4 до 10 процентов ТГК. В сельскохозяйственных - всего лишь несколько десятых долей процента. Созданы сорта и вовсе не содержащие каннабиноидов. Смешение понятий «промышленная конопля» и «марихуана» и послужило причиной гонений на растение.
Между тем, конопля – ценное сырье, из которого делают канаты, шпагатные изделия, одежду. Однако мы сегодня предпочитаем поддерживать по всем этим направлениям китайского производителя, а в России простаивает 60 своих пенькозаводов, - сетуют ученые. Забыли мы, и что такое конопляное масло (по Далю, постное) – ценное лекарственное средство.
Ученые хотят разрушить сложившийся стереотип и пытаются пропагандировать полезные свойства конопли. В первую очередь им хотелось бы быть услышанными бизнесменами. Однако научные сотрудники понимают, что деловые люди опасаются трудностей, которые непременно возникнут на их пути. Любовь к конопле самим ученым неприятности уже доставляет. По словам ведущего научного сотрудника отдела технических культур Института Софьи Кутузовой, госнаркоконтроль запрещает поддерживать на опытных станциях даже по 1 квадратному метру посевов «безобидной» конопли, а у каждого «изолятора» (сорта должны быть отделены друг от друга) рекомендовано поставить... военизированную охрану. Между тем, ученые борцам с наркотиками помогать готовы.
Как рассказал Сергей Григорьев, проведены исследования культурного сорта конопли и психотропного каннабиса из Швецарии. Ученые решили скрестить их и посмотреть, что будет. Результаты получились удивительные: во втором поколении лишь четвертая часть посевов была схожа по психотропным свойствам с марихуаной. То есть, утверждают ученые, если культивировать безобидные сорта конопли рядом с незаконно культивируемым растением или дикорастущим, то есть через несколько лет все растения будут безобидными.
В госнаркоконтроле к мнению уважаемых ученых прислушиваются, но разделить его до конца не готовы. Понимают они и опасения чиновников, которые не пропагандируют производственные посевы конопли: мол, мы травы насадим, сельское хозяйство в очередной раз рухнет, а конопля одичает. На это специалисты отвечают: при одичании конопля не превращается в марихуану. Марихуана – это продукт сложной селекции, уровень каннабиноидов в ней поддерживается искусственно. В общем, спор продолжается, и ученые пока что проигрывают. Но отступать не намерены. Сотрудники института хотят провести экспедиции по стране и изучить, где какая конопля растет. Может и вовсе окажется, что в России «той самой»-то и нет. А бороться с привозной – это уже дело Госнаркоконтроля.
Светлана Борисова,
Фонтанка.ру