Фестиваль "Стоп Контрафакт", которого сначала ждали на Дворцовой, все-таки состоялся, но на стадионе Кирова. Прошел без особых происшествий, с большим количеством "топовой" музыки и при взаимном удовлетворении музыкантов, организаторов и зрителей. Пусть и не без накладок, но порой и за деньги получаешь значительно худшую организацию. Бесплатному коню смотрел в зубы корреспондент "Фонтанки".
Фестиваль «Стоп Контрафакт», которого сначала ждали на Дворцовой площади, все-таки прошел, но на стадионе Кирова. Прошел без особых происшествий, с большим количеством «топовой» музыки и при взаимном удовлетворении зрителей, музыкантов и организаторов. Первые бесплатно получили неплохой концерт. Пусть и не без некоторых накладок, но, порой, и за деньги получаешь значительно худшую организацию. А уж бесплатному коню в зубы смотреть и вовсе неприлично. Вторые смогли погулять по красивому городу, приобщиться к высокой политике и выступить перед десятками тысяч людей. Ну, а организаторы могут отчитаться перед заказчиками (администрацией президента) о проведенном мероприятии. Довольны остались даже власти Петербурга и руководство «Эрмитажа», избавившиеся от лишних проблем в день открытия экономического форума и не пустившие «рокеров» в сердце города (По мнению "Фонтанки", выступающие на «Алых парусах» и прочих праздниках поп-музыканты - и громче, и разрушительнее).
Впрочем, это только кажется, что если фестиваль бесплатный, то на него легко попасть. Проблемы начались еще на станции метро «Крестовский остров». Построить рядом с самым большим в городе стадионом станцию метро всего с тремя эскалаторами это, несомненно, верх разумности проектировщиков. Затем были два кордона милиции на подходе к стадиону Кирова, а после желающим влиться в число зрителей фестиваля предлагалась интересная игра. Им предстояло угадать, в какой момент и какой из нескольких десятков входов на стадион будет открыт (цель этой акции, скорее всего, в избавлении артистов
от постоянного движения в «зале»). С билетом как-то все-таки попроще.
Отдельные зрители предпочли просто перелезть через забор, а другие, отчаявшись, устраивались на травке возле чаши стадиона и загорали, благо погода радовала. Милиция была при всем этом вполне доброжелательна.
Прикинув на глаз, в чаше стадиона Кирова на протяжении концерта в каждый момент времени находилось тысяч под 25-30 человек. Хотя, сколько всего народа побывало на фестивале - сказать трудно. Движение шло в обе стороны, и если желающих
попасть внутрь первое время было больше, то часам к восьми оба потока сравнялись, а к девяти явно начался отток зрителей. И это несмотря на то, что впереди было еще выступление хедлайнеров – The Cardigans и Scorpions.
В остальном же это был классический open-air со всеми его плюсами и минусами. Свежий воздух, солнце, сбой графика выступающих и долгие технические работы на сцене. Например, по озвученному организаторами днем графику The Cardigans должны были выйти на сцену часов в восемь, но игравший до них Darren Hayes закончил только к началу деcятого. Настройка
перед каждым коллективом происходила едва ли не столько же, сколько они выступали. На больших фестивалях для таких случаев делают две параллельные сцены. Хотели сделать таким же образом и организаторы "Стоп Контрафакт», но, видимо, эта задумка осталась на Дворцовой площади. Нельзя не отметить, что долгкие настройки звука свое дело сделали, и все группы звучали очень «чистенько».
Началось все, как и обещали, днем – с электронных Kosheen. Затем последовали российские исполнители. Организаторы, кстати, рассказали, что звуковой райдер Земфиры им было выполнить едва ли не сложнее, чем просьбы западных исполнителей. Интересно, послушала ли Земфиру вокалистка The Cardigans Нина Персон и удалось ли ей расширить свой музыкальный кругозор.
Еще сегодня днем она знала только трех российских исполнителей: «Тату», «Алла Пугачева» и неведомо откуда известная ей питерская альтернативная группа Jane Air, даже в России знакомая лишь знатокам жанра (кто-то дал послушать диск).
Перед каждым выступлением ведущий напоминал всем о петербургском саммите «Большой восьмерки». Выход финнов The Rasmus предварило перечисление разнообразных стран, при объявлении которых зрители должны были вспомнить: входит ли эта страна в «восьмерку передовых демократических государств». Зрители не слишком блистали политическими знаниями, но то, что Финлядия не входит, вспомнили. Ведущий пожалел безмерно страдающих от этого финнов и выпустил на сцену Лаури Илонена сотоварищи. The Rasmus сыграли песни из последних, принесших мировую славу, альбомов и, в том числе, конечно же, главные хиты – Deep in Shadow и No Fear.
Перед выступлением бывшего лидера группы Savage Garden народу сообщили, что «если все будет хорошо во время саммита, то Россия будет сильной, богатой и великой» и напомнили о ценности любви. А «никто так не поет о любви, как Дарен Хайес». Свой сет сладкоголосый любимец собравшихся на стадионе девушек начал с классической «севажгарденовской» «Break me, shake me» и продолжил не менее хитовым и «бодрым» материалом.
Затем, наконец, на сцену вышли The Cardigans с экс-блондинкой Ниной Персон (теперь она рыжая и объясняет смену имиджа тем, что «надоело»). Первый концерт шведов на петербургской земле был хорош, но мал. Хочется сольного. «В этом году не получится – летом у нас все расписано, а осенью мы садимся в студию, так что только в следующем», - расстроила нас Персон. Ну, а закончилось все давно любимыми в России Scorpions. И пусть «ветры перемен» из песни Scorpions уже поутихли, любят Россию и немецкие музыканты. Уж очень хорошо встречают каждый раз. Кстати, Клаус Майне пообещал, что в следующем альбоме «Скорпов» будет песня про Сибирь. Она так и называется: Siberia.
А кончилось все для зрителей фестиваля тем же, с чего и начиналось – пробкой на станции метро Крестовский остров. Только на этот раз уже на входе. Интересно, когда стадион Кирова перестроят, и тут будет играть «Зенит» - метро будут закрывать также как сейчас станцию «Спортивная»? Хотя, возможно, проверить это можно будет и раньше – говорят в руководстве «Зенита» прорабатывают вариант сыграть тут в начале июля с московским «Динамо». Несмотря на общую неухоженность нынешнего Кирова, траву тут все-таки заботливо прикрыли, и вытоптать её любителям музыки не дали.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру