Может ли общественный транспорт в современном мегаполисе быть не только современным и удобным, но и мобильным и экологически чистым? Положительный ответ был найден в 1997 году в Германии – именно там появились первые велотакси. Уже почти десять лет эти необычные машинки колесят по всему миру: от Парижа до Токио и от Афин до Торонто. И вот, наконец, они докатились и до Санкт-Петербурга.
У каждого из нас в детстве был трехколесный велосипед, но потом мы взрослели, пересаживались на более серьезные транспортные средства, но все равно с ностальгией вспоминали свое трехколесное детство. Создатели велотакси не ограничились воспоминаниями и модернизировали трехколесного друга, превратив его в современный веломобиль, оборудованный мощной тормозной системой, задними фонарями указателей поворотов, стоп-сигналами, зеркалами заднего вида, передними фарами и звуковым сигналом. При движении в гору водителю помогает установленный на велотакси небольшой электромотор. Чтобы защитить пассажиров от дождя предусмотрена специальная прозрачная крыша. Движется велокэб со скоростью до 20 километров в час, что ненамного ниже скорости, с которой сегодня передвигаются по городу обычные автомобили. Веломобиль является экологически чистым видом транспорта, поэтому может использоваться там, куда обычному транспорту путь закрыт. В ближайшее время велотакси будут активно использоваться на Чемпионате мира по футболу в Германии. Официальным представителем международной сети велотакси в Петербурге выступила компания «Национальный культурный центр».
Между тем, автомобилей в нашем городе становится все больше, а чистого воздуха – все меньше. Меньше становится и свободного времени, так как ценные часы тратятся в пробках и заторах на дорогах по пути на работу или домой. Альтернативой автомобильному транспорту во всем мире считается велосипед: маневренный, экологичный и удобный для передвижения на небольшие расстояния. Однако вряд ли велосипедисты чувствуют себя удобно на улицах Петербурга – прежде всего, из-за отсутствия специальных велосипедных дорожек, не говоря уж о велостоянках и специальных дорожных знаках. Хотя бы поэтому наш город сложно пока назвать «городом европейских стандартов», тогда как в соседней Финляндии на каждого горожанина приходится больше одного метра велодорожки. Правда, городские власти обещают в следующем году начать реализацию проекта по созданию целой сети велосипедных дорожек. Первый этап коснется спальных районов. Этот проект победил в конкурсе студенческих инвестиционных проектов, способных улучшить жизнь города.
Пока же о нормальных условиях остается только мечтать и велосипедистам, и будущим водителям велотакси. Вряд ли веломашинке, которой необходима полоса шириной полтора метра, удастся быстро лавировать в потоке более агрессивных бензиновых собратьев. Еще один недостаток нового вида транспорта – его сезонность, так как погодные условия зимой не позволяют ездить на велосипедах. Поэтому пока идеологи велодвижения предполагают использовать веломобили там, где остальному транспорту проехать невозможно: в историческом центре города, в парках и зонах отдыха горожан, а также для передвижения по садам и паркам в пригородах Петербурга.
Во всем мире так или иначе пытаются уменьшать вред от автомобилей, показав жителям, что передвигаться по городу можно и другими способами. Так, в 70-ти итальянских городах по выходным скоро можно будет передвигаться только пешком или на велосипедах – несколько акций «Выходные без машин», которые уже прошли в стране, наглядно доказали, что это значительно улучшает экологию в городах. Американские компании, например, даже собираются строить душевые и раздевалки в офисах, чтобы сотрудники после поездки могли привести себя в порядок. Во Франции собираются организовывать экскурсии на велосипедах по ночному Парижу, а в немецком городе Мюнстере велосипеды даже пользуются преимуществом перед автомобилями при пересечении перекрестков.
Так выглядят велотакси, которые планируется привести в Петербург:
Некоторые сотрудники Смольного уже успели оценить преимущества нового транспорта во время своего недавнего визита в Сайгон:
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру