Серьезный юбилей отмечает сегодня одно из крупнейших судостроительных предприятий России – Балтийскому заводу исполнилось 150 лет. Великое прошлое завода должно, по мнению его руководителей, продолжиться не менее славным будущим. По крайней мере, до 2009-го года портфель заказов просматривается вполне отчетливо и составляет более 600 миллионов долларов.
Круглую дату отметили, как полагается – с военным духовым оркестром и многочисленными поздравлениями. Закладывать корабли в этот день не стали – вместо этого заложили аллею Кораблестроителей. Открыли две памятные доски: в честь 150-летия завода и в честь почетных сотрудников, внесших вклад в развитие завода за последние 30 лет. Всего с момента основания завода здесь было построено более 560 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов, в том числе первый российский металлический корабль – канонерская лодка «Опыт» и первый броненосец – «Адмирал Лазарев».
Из крупных заказов последних лет стоит отметить завершение в 2004 году строительства серии фрегатов для военно-морских сил Индии, а в конце апреля этого года для них же завершили изготовление второй пусковой установки ракетного комплекса Club-N. В мае на заводе достроили конструкции моста паромной переправы для порта Усть-Луга. «Сегодня заказов вполне достаточно для всех судостроительных заводов – только работай и работай», – оптимистично говорит генеральный директор «Балтийского завода» Валерий Левченко. Так, в ближайшие дни планируется подписать контракт более чем на 4 миллиона евро с «Лукойлом» на строительство подводного основания, состоящего из 3,5 тысяч тонн металлоконструкций, для буровой платформы в северных морях.
Рост числа заказов прогнозируется, прежде всего, в связи с активным развитием портов на побережье Финского залива – таких как Приморск, Высоцк, Усть-Луга. Одновременно во всем мире происходит рост спроса на газ и нефть, для транспортировки которых используются танкера. Поэтому сейчас «Балтийский завод» рассматривает возможность заключения целого ряда соответствующих контрактов с западными компаниями.
Кроме того, развитие портов в северных морях вызывает необходимость в портовых ледоколах. По словам Валерия Левченко, в ближайшие годы планируется заключить контракты на строительство порядка полутора десятка портовых ледоколов. В январе во время закладки на Балтийском заводе второго дизель-электрического ледокола «Санкт-Петербурга» заказчик ФГУП «Росморпорт» заявил о своем твердом намерении построить и третий ледокол этой же серии. Напомним, что головное судно серии «Москва» будет введено в строй в феврале 2007-го года, а в ноябре 2007-го будет сдан и «Санкт-Петербург». На заводе уверены, что всего таких ледоколов будет не меньше 5-6.
Что касается атомного ледокола «50 лет Победы», то его планируют, наконец, передать Мурманскому пароходству в октябре этого года. Однако завод в настоящее время не получает финансирование из федерального бюджета, поэтому предприятию пришлось привлекать для своевременной реализации проекта заемные средства в объеме порядка 200 миллионов рублей. Валерий Левченко сообщил, что график строительства и сдачи до сих пор не подписан заказчиком. Однако на заводе утверждают, что все работы идут по графику и на судно уже загружено топливо. Кстати, «Балтийский завод» – единственное на сегодня предприятие в России, которое строит ледоколы, в том числе и атомные.
Напомним, что в августе 2005 года группа компаний «ИСТ» продала «Объединенной промышленной корпорации» принадлежащие ей 88% акций ОАО «Балтийский завод». В результате этой сделки под контролем ОПК оказались 2 крупных петербургских предприятия – помимо «Балтийского завода» корпорации принадлежат 73,2% акций ОАО «Северная верфь». Одним из инициаторов этой сделки было государство, так как она способствовала созданию единой структуры в области надводного судостроения. О необходимости реструктуризации судостроительной отрасли в последнее время много говорят и городские власти. Так, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, комментируя послание президента Федеральному собранию, заявила, что сегодня государство пытается распределять заказы по всем предприятиям, что позволяет отрасли только выживать, уходить от банкротства. По ее мнению, необходимо произвести полную ревизию отрасли, понять, сколько государству нужно мощностей и помогать только сильным. При этом, считает губернатор, петербургские предприятия от этой реструктуризации только выиграют. Сегодня в структуре оборонно-промышленного комплекса города судостроение занимает наибольшую долю – 62% и представлено 20 промышленными предприятиями и 30 НИИ. В частности, в Петербурге находятся все 4 российских предприятия, способных производить крупнотоннажные суда, среди которых и «Балтийский завод».
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру