В полку слегка безумных фильмов прибыло. За это мы должны благодарить режиссера и сценариста Джона Туртурро, у нас больше известного в ипостаси очень любопытного актера. Помните сценариста-пролетария Бартона Финка из получившей несколько каннских главных призов (в том числе и за роль Финка) психологической драмы братьев Коэнов?
Сам Туртурро утверждает, что именно во время съемок «Бартона Финка» он и начал писать сценарий фильма «Любовь и сигареты». «Сядь за пишущую машинку и изображай вдохновение», - сказал Джону один из режиссеров. Он сел и начал изображать, да так убедительно, что вдохновение действительно пришло. На бумаге появились первые строки «пролетарского мюзикла «Любовь и Сигареты». Теперь этот сценарий сам же Джон Туртурро и превратил в фильм при продюсерской поддержке Коэнов, конечно. Достаточно перечислить некоторые фамилии людей, которых он вовлек во все это безумие, чтобы стала видна тяжесть коллективного помешательства: Джеймс Гандольфини, Сьюзан Сарандон, Кейт Уинслет, Стив Бушеми, Кристофер Уокен.
Безумие, потому что это действительно мюзикл и действительно «пролетарский». Главный герой Ник Мёрдер (Гондольфини) – «монтажник-высотник» чинит и строит мосты. Свою работу он не очень любит. Подустал и от жены, и от трех дочерей. Конечно, когда на его горизонте появляется рыжеволосая Тула (Уинслетт), Ник, не долго думая, про свою семью забывает. Затем его ждут семейные скандалы и минуты страсти, вперемешку со странными старинными песенками и пролетарским матом. Поют все, даже полицейские и мусорщики, а главным специалистом в ругательствах оказалась хрупкая Кейт. Ну и вскоре случается трагический катарсис, возвращающий Ника в семью. Впрочем, жить ему остается уже недолго.
Реакция на «Любовь и сигареты» неоднозначная. Восторг - у тех, кому удалось пролавировать между песнями и руганью и не потерять нить сюжета. Неприятие - у «затонувших» уже за первые полчаса действа-капустника. В общем, фильм точно подходит к старой НТВ-шной рубрике «кино не для всех». В Каннах на этот раз Джону Туртурро с главной наградой не повезло, хотя в специальную программу его фильм все же попал. Уж очень любит богемная публика этого истеричного американца итальянского происхождения, раз за разом делающего что-нибудь необычное. В Петербурге фильм можно посмотреть с 25 мая в «линии интеллектуального кино» «Мираж-синема». Чего здесь интеллектуального? Так, чтобы такой «идиотизм» снять, без изрядной порции гениальности не обойтись.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру