В ожидании саммита G8 представители петербургского бизнеса начинают подсчитывать возможные убытки от его проведения. В первую очередь о потере денег думают в авиакомпаниях и в порту. Проблемы могут возникнуть и у туристических компаний. Вдобавок ко всему прогнозируются пробки на границах с Финляндией и Эстонией.
В то время как город готовится встречать высоких гостей из стран «Большой восьмерки», представители бизнеса начинают подсчитывать возможные убытки от проведения саммита. В первую очередь о потере денег думают в авиакомпаниях и в порту, так как именно воздушное и морское пространство будет закрыто в июле для «простых смертных». Проблемы могут возникнуть и у туристических компаний.
Еще в апреле Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии получило письмо из комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга. В ответ на запрос представителей турбизнеса в комитете сообщали о режиме закрытия акватории Невы и восточной части Финского залива, а также аэропорта «Пулково». Решение об этом принимается на уровне федеральных органов безопасности, о чем они информируют заинтересованных лиц. На апрель комитет располагал следующей информацией: акваторию закроют для всех видов судоходства в период с 9 утра 13 июля до полуночи 17-го, аэропорт будет принимать исключительно литерные спецрейсы с полуночи 15 июля до полуночи 17-го. С тех пор новой информации от федералов в Смольный не поступало, а значит, пока режим закрытия остается таким же.
Аналитики уже подсчитали возможные убытки от такой вынужденной меры. По данным «Коммерсанта», в компании Inflotworldwide говорят о том, что прямые и косвенные убытки Петербурга только от неполученных портовых сборов и налоговых поступлений составят не менее 8 миллионов долларов. Другая компания – SeaNews – подсчитала, что около 3,5 миллиона из этих денег придется на терминалы города. И это только за период саммита. Если учитывать, что деловая активность в городе будет снижена как до, так и после встречи на высшем уровне, убытки транспортного комплекса могут составить до 20 миллионов долларов. Если вспомнить опыт 300-летия Петербурга, то, возможно, судоходство для коммерческих судов все-таки будет открываться в ночное время – если объявить «мертвый сезон» на все время саммита, город понесет колоссальные убытки.
После того же 300-летия убытки подсчитывала авиакомпания «Пулково». В 2003-м году из-за юбилейных торжеств ею было недополучено 2 миллиона долларов – аэропорт «простаивал» тогда два дня, принимая лишь спецрейсы. Часть прибыли потеряли и зарубежные авиакомпании, имеющие представительства в северной столице. Дело в том, что многие билеты были забронированы заранее. Потом, когда стало известно о закрытии «Пулково», западные туристы и бизнесмены были вынуждены от них отказываться, часть билетов пришлось перебронировать. Что будет в этом году, в представительствах зарубежных авиакомпаний пока не прогнозируют. Возможно, потому что наученные горьким опытом 300-летия, они уже заранее предугадали возможные проблемы и приняли меры к тому, чтобы снизить потери. Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в питерском представительстве компании «КЛМ Королевские Голландские Авиалинии», рейсы на «время Ч» были заранее отменены, клиентам предлагались другие варианты прибытия в Россию (например, через Москву), билеты перебронировались. В представительстве компании «Финнэйр» рассказали, что во время саммита компания «потеряет» три рейса «Петербург-Хельсинки» и три обратно. То же самое, надо полагать, будет происходить и с другими авиакомпаниями.
Сегодня Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии распространило сообщение о том, что зарубежные авиакомпании переориентировали движение воздушных судов из аэропорта «Пулково II» в аэропорты сопредельных государств - Финляндии и Эстонии. Именно там будут вынуждены встречать и провожать пассажиров речных круизов туроператоры Петербурга. А это может привести к большому скоплению экскурсионных автобусов в том и другом направлениях на двух КПП пограничного управления Ленобласти. В связи с этим члены Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ, в частности туроператоры, обслуживающие большое количество иностранных экскурсантов: «Балтик Трэвел Компани», «Арктур Трэвел», «Ника», «Мир», «Водоходъ», «Фаворит», обратились к пограничникам с просьбой в дни саммита максимально увеличить пропускную способность на означенных контрольно-пропускных пунктах, чтобы избежать опозданий в аэропорты примерно к двум десяткам авиарейсов. Пограничники помочь обещали, посоветовав туроператорам перенаправить часть турпотоков на железнодорожные направления.
В период 300-летия возможные убытки прогнозировали и на Октябрьской железной дороге. Глава ОЖД обещал подсчитать все после празднования, однако цифры так и не были озвучены. Можно предположить, что потери железной дороги в дни саммита будут небольшими, но все-таки будут. Взять, к примеру, пассажирские перевозки. В дни 300-летия проблемы с поездками испытывали жители Петергофа, Ломоносова, Соснового Бора – электрички по несколько часов стояли в районе Стрельны, многие отменялись вообще. Естественно, что пассажиры в эти дни предпочитали добираться до города на маршрутках. Они хоть и шли в объезд по Волхонскому шоссе, но все-таки шли. Так, скорее всего, будет и во время саммита. Так что потерь дороге все-таки не избежать.
Недополучат денег и питерские компании, которые занимаются «туризмом на воде» - то есть те, которым принадлежат многочисленные суда и суденышки, снующие по каналам Петербурга, а также доставляющие туристов по воде в Петергоф. На реках и каналах города работает не менее 150 судов, половина из них – маломерные (рассчитанные не более чем на 12 пассажиров). В распоряжении одного из крупнейших перевозчиков - в 2003-м году было 11 метеоров, в том числе 4 – вип-класса. От Эрмитажа суда отходят в Петергоф 23 раза в день. Каждый метеор вмещает 80-100 пассажиров, а билет стоит не менее 10 долларов. Нетрудно подсчитать, что каждый невыполненный рейс стоит компании порядка 800-1000 долларов, а значит, в день она будет терять не менее 35-45 тысяч долларов. По сравнению с миллионами долларов – это крохи. И потери эти питерские компании перенесут – в надежде восполнить их потом за счет туристов, привлеченных в Петербург его значимостью, которая после саммита несомненно возрастет.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.Ру