Дзержинский федеральный суд слушает дело о финансовых махинациях в петербургском филиале "Альфа-банка". То самое, из-за которого весной 2003 года в филиале почти полностью сменилось руководство. Трех бывших сотрудников банка и двух бизнесменов обвиняют в незаконном возмещении НДС, контрабанде, подделке документов и других экономических преступлениях "группой лиц по предварительному сговору".
Дзержинский федеральный суд Центрального района слушает уголовное дело о финансовых махинациях в петербургском филиале «Альфа-банка». То самое дело, из-за которого весной 2003 года в филиале почти полностью сменилось руководство. Подсудимые – уже бывшие сотрудники «Альфа-банка» Сергей Безруких, Михаил Василюк и Наталья Петраковская, а также предприниматели Дмитрий Локтионов и Евгений Вахрамеев – обвиняются в незаконном возмещении НДС, контрабанде, подделке документов и других экономических преступлениях «группой лиц по предварительному сговору». В ходе которых государство потеряло до 69 миллионов рублей.
Эхо дел минувших
Дело было возбуждено областной прокуратурой по материалам ФСБ еще в начале 2002 года. Тогда же были задержаны нынешние подсудимые - клиенты банка: директор ООО «Универсалпромкомплект» Дмитрий Локтионов, директор ООО «Актив» Михаил Фролов и бывший врач-стоматолог из Красноярска Евгений Вахрамеев.
Внимание блюстителей федеральной безопасности привлекла внешнеэкономическая деятельность, которую вели фирмы Локтионова и Фролова: чуть ли не каждый месяц предприниматели отправляли в США через Кингисеппскую таможню дорогостоящие товары, каждый раз получая за это компенсацию НДС. Чекисты навели справки об адресате, которому предназначались поставки заявленных товаров – американской фирме «A-Brocker», зарегистрированной в штате Делавэр. Соединенные Штаты на запрос ответили, что «this» фирма всякую «business» давным-давно «finished», и никаких грузов из России не получает. Разумеется, это утвердило сыщиков в подозрениях и послужило основанием для задержания очередной партии странных грузов на Кингиссепской таможне. Во вскрытых сотрудниками УФСБ контейнерах вместо заявленных дорогостоящих ферро-сплавов покоились два поддона с металлокерамическими насадками на резцы для токарных станков производства завода «Магнетон». А вместо заявленного кашемира – груда ветоши.
Чьи насадки? Насадки чьи?
Согласно данным некоторых СМИ, грузоотправителем числилось некое ЧП «Лазарева». Как выяснилось, единственным и безраздельным владельцем этой фирмы была женщина-санитарка из Ленинградской области, за 1,5 тысячи рублей согласившаяся предоставить свою фамилию и паспортные данные для регистрации юридического лица. Никакой внешнеэкономической деятельности она, разумеется, не вела, и даже понятия о таковой не имела. Интересы ЧП при оформлении таможенных документов представлял ныне подсудимый Евгений Вахромеев. При обыске в его квартире было обнаружено множество разнообразных документов, в том числе чистые бланки фирмы «A-Brocker» с печатями и подписью ее хозяина. На допросах в ходе следствия Вахромеев сказал, что был лишь «скромным посредником у серьезных людей из Питера». И направил чекистов в офис на Большой Конюшенной, в помещения «Леноблпотребсоюза», где располагались офисы фирм Фролова и Локтионова.
Показания Фролова, бывшего мастера спорта по борьбе, были оглашены на судебном заседании... в связи с его смертью. На следствии он показал, что организовал фирму «Актив» для того, чтобы экспортировать товары российских производителей, не имеющих выхода на мировой рынок. Этим же бизнесом занимался и его давний друг Локтионов с его фирмой «Универсалпромкомплект», причем друзья часто проводили совместные экспортные операции: перекупали друг у друга товар, чтобы какой-то процент от бизнеса оставался у каждого из партнеров. Разумеется, остальные партнеры, включая конечное звено – «A-Brocker» – об этом «знали и не возражали».
Для суда Фролов, уголовное преследование которого прекращено в 2003 году по столь печальным причинам, является теперь лишь свидетелем. Впрочем, и следствие отводило ему во вменяемых операциях лишь роль «зиц-председателя», тогда как «великим комбинатором» сыщики представили Локтионова.
Как выяснили органы, этот подсудимый ранее жил в Москве, был одним из сотрудников «Альфа-банка». Потом переехал в северную столицу и возглавил одно из управлений питерского филиала. Вскоре уволился и занялся лесным бизнесом. Якобы он скупал лес у «черных лесорубов», при помощи своих людей в банке оформлял его покупку на подставные фирмы и продавал в Эстонию, после чего получал компенсацию НДС.
С 2001 года, как считает прокуратура, ООО «Универсалпромкомплект», ООО «Актив» и еще несколько фирм-посредников продавали, перепродавали, экспортировали и импортировали... вышеупомянутые два поддона с металлокерамическими насадками завода «Магнетон».
Товары миновали Кингисепскую таможню, пересекали эстонскую границу, оттуда направлялись в Финляндию. Многократно подешевев на территориях сопредельных государств (по мнению следствия, указанная в декларациях при возвращении цена была в 50 раз ниже вывозимой), насадки и ветошь снова въезжали в Россию, но уже через Выборгскую таможню. Чтобы удостовериться в правильности выводов следователей, гособвинение высказало в суде желание установить реальную стоимость товара при помощи товароведческой экспертизы. Правда, соответствующего ходатайства пока не заявляло. На завод «Магнетон» прокурор отправил запрос о начальной стоимости этого товара.
Вернемся к насадкам и ткани. В Выборге их, по мнению следствия, принимала очередная фирма-посредник и тут же перепродавала. В итоге товар, так и не покинув ни разу контейнеры, вновь оказывался в собственности «Универсалпромкомплекта» или «Актива», и вскоре снова регистрировался на Кингисеппской таможне. За 2001 год ветошь и насадки – то дорожая, то дешевея – совершили 15 только доказанных по мнению следствия кругов, за каждый фирмы возмещали себе в арбитражном суде якобы оплаченный НДС. Таким образом, по версии сыщиков, ущерб госбюджету составил 70 миллионов рублей.
Банк – альфа и омега внешнеэкономической деятельности
По сообщениям СМИ, все фирмы «золотого кольца» Кингиссеп – Эстония – Финляндия – Выборг – Кингиссеп, участвующие в грандиозном «забеге» ветоши и насадок, имели счета в петербургском филиале «Альфа-банка». «A-Brocker» – в дочернем «Альфе» банке в Киеве. Получив разрешение суда, сотрудники УФСБ нагрянули в центральный офис петербургского филиала с обыском. Оперативники УФСБ провели выемки документов и изъяли из ячеек депозитария 50 паспортов, хозяева которых либо умерли, либо потеряли документы, либо находились в психбольницах. И методом сопоставления обнаружили, что эти же лица являются учредителями нескольких десятков фирм-экспортеров упомянутого «золотого кольца». Также в ходе выемки были изъяты печати и регистрационные документы этих фирм. Более того, выяснилось, что все расчеты, имитирующие движение денег по цепочке, производились с одного компьютера. Чекисты сделали запросы в генеральные прокуратуры Украины и Латвии, и аналогичные выемки были проведены в Киеве и Риге. Полученные результаты вполне согласовались с петербургскими.
После этого, по данным СМИ, финансовая цепочка представилась чекистам вполне отчетливо. Деньги «Универсалпромкомплекта» и «Актива» якобы в счет покупки ценных бумаг перечислялись на московскую фирму «Алкон-ВВС», а оттуда - в Киев на счет «A-Brocker» для «строительства пансионата» в Крыму. Затем деньги поступали в Рижский банк, который отправлял их обратно в Киев. Уже как деньги «A-Brocker» опять из Киева они шли на счета «экспортеров» в качестве оплаты за экспорт. В зависимости от того, чья фирма отправляла товар через границу, руководство отправлялось в арбитражный суд и взыскивало с налоговиков компенсацию НДС. Как только положенная сумма переводилась на счет «экспортеров», ее сразу переводили третьим фирмам в качестве оплаты за мифические услуги. А те тут же, в «Альфа-банке», обналичивали всю сумму.
Чтобы вычислить таинственных помощников в среде «Альфа-банка», блюстители федеральной безопасности поставили на прослушивание его служебные телефоны, сообщает «Коммерсант». И сразу после выемки отследили, кто и кого по ним информировал о случившемся. Кроме того, было проведено исследование биллинга звонков Локтионова и Фролова в зафиксированный день прокручивания фиктивных средств. Выяснилось, что звонили они одним и тем же сотрудникам банка.
Так, по данным «Коммерсанта», следствие вышло на заместителя управляющего петербургским филиалом Сергея Безруких и менеджера сберегательного отдела Дмитрия Василюка. Последний по своим служебным обязанностям должен был заниматься обслуживанием вкладов физических лиц. По мнению же следствия, он отвечал за функционирование 15-ти фирм-«кошельков», которые использовались для «альтернативного» обналичивания средств более чем 250 юридическими лицами. Как считает обвинение, именно Василюк осуществлял движение виртуальных денег по кольцу Петербург – Москва – Киев - Петербург, обеспечивая транснациональное вращение уже столько раз упомянутых «ценных грузов». Запускалось это движение, как убеждено следствие, по команде Безруких, который давал команду Василюку по «отмашке» Локтионова. Василюк якобы получал обналиченные деньги в кассе банка, себе забирал из этой суммы 1,5-2 процента, остальное относил в кабинет начальника.
Маленький фрагмент деятельности Василюка был озвучен на судебном заседании на допросе свидетеля-анонима. Который, скрываясь за шторой и псевдонимом «Мишин», поведал о том, как его фирма получала от подсудимого взамен переведенных на счета ООО «Пальмира», ООО «Вираж» или ООО «Бриз» безналичных средств примерно 1 миллион наличных рублей в месяц за вычетом 1,5-2 процентов.
Павел Горошков,
Фонтанка.ру