Хогарт, Хокни, Стравинский – благодаря этим трем людям на свет появилась «поучительная» опера «Похождения повесы». Им же посвящена выставка, которая открывается сегодня в Эрмитаже.
Все началось с того, что Игорь Стравинский увидел серию старинных гравюр Уильяма Хогарта, вышедших в свет в 1735 году под названием «A Rake’s Progress». Было это в 1947 году на выставке и Институте искусств Чикаго. Увидев серию, Стравинский так вдохновился, что сразу решил написать оперу по ее мотивам.
Сюжет, придуманный Хогартом, прост и поучителен. Серия состоит из нескольких сцен, изображающих печальный жизненный путь молодого человека, Тома Рэйкуэлла, получившего наследство от своего скупого отца и пустившегося во все тяжкие в Лондоне. Том наслаждается жизнью, прожигая деньги в игорных домах и кабаках... Вскоре он влезает в большие долги, и только женитьба на богатой старухе спасает его. Впрочем, и приданого хватает ненадолго... История Тома заканчивается печально: голый, бритый, он лежит на холодном полу сумасшедшего дома. Со слезами над ним склонилась преданная девушка, как тень, сопровождавшая Тома повсюду...
Стравинскому показалось, что эту историю можно будет легко воплотить на сцене. По совету Олдоса Хаксли он обратился за помощью к лучшему поэту того времени Уистону Хью Одену, знаменитому своим знанием классической литературы. Оден согласился написать либретто.
Когда оперу наконец поставили, она подверглась жесткой критике. Еще не были забыты кошмары Второй Мировой, и страдания незадачливого Тома казались просто смешными, а сама опера – старомодной. Тем не менее, внимательный зритель увидит, что Стравинский и Оден расширили замысел Хогарта, и история Тома превратилась в историю блуждания человеческой души, в историю ее встречи с Мефистофелем...
Третий герой выставки – художник Дэвид Хокни – в 1961 году, будучи 24-х лет от роду, впервые оказался в Нью-Йорке. Бурная жизнь мегаполиса поразила его, и он начал работать над своим вариантом «Похождений повесы». В итоге он создал серию из 16 офортов (она называется «Похождения повесы в Нью-Йорке»), чей герой – трогательный и неуклюжий очкарик-провинциал, раздавленный огромным городом. Сейчас Хокни – один из самых высокооплачиваемых художников в мире, и наряду с Уорхолом считается родоначальником поп-арта.
Успех офортов Хокни обеспечил ему заказ на создание декораций к опере Стравинского, поставленной на фестивале в Глайндборне в 1975 году. Эта работа стала первым театральным опытом художника и до сих считается лучшим сценическим воплощением «Похождений повесы». На выставке – работы Хокни и Хогарта из собраний Эрмитажа и Британского Совета (Лондон). Она открыта до 23 июля.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру