Смольный рассчитывает разделить расходы на строительство ЗСД и Орловского тоннеля поровну между частными инвесторами, городским бюджетом и Инвестфондом РФ. В конечном же итоге оплатить реализацию этих масштабных объектов придется автомобилистам, так как обе магистрали будут платными. Если учесть, что общая стоимость объектов оценивается примерно в 57 и 26 миллиардов рублей соответственно, то дороги действительно получаются дорогими.
Говорить о партнерстве государства и бизнеса в последнее время стало модно, но реально крупных проектов по схеме государственно-частного партнерства до сих пор в России реализовано не было. Мешало отсутствие законодательной базы: закона о концессиях бизнес дождался только в июле прошлого года. Вполне возможно, что именно ЗСД и Орловский тоннель станут первыми проектами, по которым будут проведены концессионные конкурсы. Однако прежде чем искать инвестора, Смольный рассчитывает получить средства из Инвестиционного фонда РФ. Как сообщил на совещании в Смольном 11 мая заместитель председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Николай Асаул, на строительство Орловского тоннеля город планирует получить около 33% из 26 миллиардов рублей, а на ЗСД – около 34% от общей суммы, которая раньше оценивалась примерно в 57 миллиардов рублей. Впрочем, расчет стоимости последнего производился по ценам прошлого года, поэтому необходимо будет проводить перерасчет.
Срок приема заявок в Инвестфонд заканчивается 20 мая, поэтому все документы в Министерство экономического развития необходимо подать на следующей неделе. Валентина Матвиенко во время совещания неоднократно подчеркивала, что оба проекта имеют федеральное значение, что увеличивает шансы Петербурга на победу в конкурсе. Его итоги должны быть подведены в середине июня, во время X Петербургского экономического форума. По словам Николая Асаула, только после победы в конкурсе можно будет объявлять концессионные конкурсы, так как интерес инвесторов во многом будет связан с объемом средств, выделяемых федеральным бюджетом. Все конкурсные процедуры должны завершиться до конца 2006 года.
Постановление правительства РФ о строительстве ЗСД было подписано в ноябре 2005-го года, а в конце декабря было официально объявлено о начале работ на южном участке магистрали. О возможном участии в конкурсе уже заявили шесть крупных иностранных компаний и банков: 4 европейских и по одной из США и Японии (их названия пока не разглашаются).
Специалисты Мирового банка, которые выступили консультантами проекта, оценили его высоко, отметив помимо всего прочего, что ЗСД позволить повысить конкурентоспособность петербургского морского порта. Напомним, что Западный скоростной диаметр представляет собой скоростную дорогу протяженностью примерно 46 километров, которая соединит юг и север города – от кольцевой автодороги у станции Предпортовая до трассы «Скандинавия» в районе Белоострова. ЗСД станет частью транспортного коридора, разгрузит центр города от грузовых автомобилей и сделает более удобным транзитный проезд, прежде всего, им же. Ведущий специалист в области транспорта Мирового банка Мишель Одиже заявил, что ЗСД даст «больше кислорода городу, который задыхается от транспорта».
Орловский тоннель, в свою очередь, должен улучшить транспортную ситуацию не только на суше, но и на Неве. По словам Николая Асаула, после строительства тоннеля можно будет увеличить время разводки мостов, по крайней мере, на один час, что увеличит поток судов на 25-30% и позволит сократить убытки судоходных компаний от простоя (в прошлом году они составили около 10 миллионов долларов).
Ежедневно с одного берега Невы на другой курсируют 230 тысяч автомобилей. Если бы тоннель был бесплатным, то, по оценкам экспертов, через него могло бы ежедневно проезжать около 90 тысяч автомобилей. Но в таком случае ни окупить проект, ни привлечь к нему частных инвесторов было бы невозможно. По словам Николая Асаула, необходимо найти баланс, чтобы и доход получить, и чтобы автомобилисты ездили по тоннелю не только ночью, когда мосты разведены, но и днем. При стоимости проезда в 20 рублей для легковых автомобилей и 40 рублей – для грузовых, пассажиропоток сокращается почти в 2 раза: до 50 тысяч автомобилей в сутки. Если к 2025-ому году Неву соединит еще один мост – Арсенальный (как прописано в Генплане), то трафик по тоннелю может уменьшиться еще в 2 раза. Несмотря на это проект должен достаточно быстро окупиться – через 22 года после начала строительства, а к 2025 году чистый дисконтированный доход должен составить до миллиарда рублей. Правда, если еще и въезд в центр сделают платным, то тогда посещение исторической части города для жителей других районов станет накладным.
Сейчас стоимость строительства закрытой части тоннеля длиной 930 метров оценивается примерно в 10 миллиардов рублей, еще около 15 миллиардов потребуется на соединение его с улично-дорожной сетью города – на левом берегу запланировано строительство семи съездов, на правом – десяти. Валентина Матвиенко заявила о том, что за счет конкурса можно будет существенно снизить стоимость тоннеля при сохранении основных параметров.
Напомним, что в конце апреля правительство Петербурга приняло постановление о проектировании и строительстве Орловского тоннеля. Готова трасса будет уже в 2008 году и станет первой транспортной артерией в центре города, которая обеспечит круглосуточную связь между берегами Невы. Определена и примерная стоимость работ – 23,5 миллиарда рублей. Обоснование инвестиций выполнено специально под строительство щитовым методом. Напомним, что по окончании визита петербургской делегации в Шанхай (19 апреля) появилась информация о том, что в ходе переговоров принято об участии в конкурсе на строительство Орловского тоннеля китайской фирмы, которая за последние 8 лет проложила в Шанхае 6 тоннелей.
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру