Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Директоров школ научат тратить деньги

Директоров школ научат тратить деньги

248
В коллаже использованы изображения с сайта gazeta.ru

Свободно тратить бюджетные деньги разрешили директорам петербургских школ. Точнее, тратить можно будет не все средства, а только сэкономленные в результате грамотной хозяйственной деятельности. Директора уже сейчас прикидывают, что именно можно будет купить на "излишки", но пока не уверены, что их будет особенно много – до сих пор не решены многие вопросы с монополистами. Процесс перехода на финансово-хозяйственную самостоятельность должен завершиться до конца 2006 года. Валентина Матвиенко отметила, что создание собственных бухгалтерий в петербургских школах является перспективным путем развития. А в дальнейшем школы перейдут на так называемое нормативное финансирование, когда средства будут выделяться исходя из стандартов и количества учащихся. Соответствующий закон должен быть разработан до 1 июня 2006 года.

Сегодня на заседании городского правительства председатель Комитета по образованию Ольга Иванова отчиталась в том, как школы города адаптируются к работе в рыночных условиях. По ее словам, все образовательные учреждения города уже перешли на финансово-хозяйственную самостоятельность и имеют собственные сметы расходов. В разных районах процесс шел неодинаково: если в Кировском, Московском, Красногвардейском и Калининском районах работа шла постепенно, то в других районах сначала подготовили руководителей, а потом массово перешли на новый уровень работы. Сейчас у 88% образовательных учреждений заключены договоры на бухгалтерское обслуживание с государственными учреждениями "Централизованная бухгалтерия", 12% предпочли самостоятельно вести финансовую отчетность.

В чем же основное достоинство самостоятельной финансовой деятельности? Директор гимназии N61 Татьяна Казеева пояснила корреспонденту "Фонтанки", что смета расходов, как и раньше, "спускается сверху", однако теперь директор может самостоятельно перераспределять эти средства внутри школы, а также с большей свободой распоряжаться внебюджетными средствами. Если, например, удастся сэкономить на потреблении электроэнергии, то на эти деньги можно будет купить новое оборудование или учебную литературу. Раньше неизрасходованные средства попросту возвращались в бюджет или отдавались другим школам, которые работали с меньшей эффективностью. Например, уже в этом году 61-й гимназии удалось на сэкономленные средства выписать журналы и газеты для школьной библиотеки, что раньше не предусматривалось сметой.

Переход на финансово-хозяйственную самостоятельность идет неравномерно - сказывается личная профессиональная готовность руководителей. Так, с начала реализации программы (а это 2003-2004 год) 43 директора получили второе высшее экономическое образование, а 27 руководителей пришлось заменить, так как они не вписались в новые условия. Ольга Иванова с гордостью заявила, что за 2 последних года удалось в 2 раза увеличить число молодых специалистов, работающих в образовательных учреждениях - теперь они составляют 17% от общего числа работников.

Губернатор Валентина Матвиенко также подчеркнула необходимость "поставить школу под контроль общественности", так как власти самостоятельно с этим не справиться. Только открытость школ сделает их работу по-настоящему эффективной, подчеркнула губернатор, а деятельность попечительских советов позволит привлечь бизнес-структуры к финансированию школ. Ольга Иванова рассказала, что сейчас контроль над деятельностью образовательных учреждений осуществляют 962 попечительских совета, 22 управляющих совета являются самостоятельными юридическими лицами, а еще 805 управляющих советов работают в другой форме.

Продолжается и процесс оформления прав школ и других образовательных учреждений на здания, в которых они располагаются. По словам Ольги Ивановой, уже оформлены права на управление 2757 из 2800 городских объектов образования, еще 43 объекта находятся в стадии оформления. По словам заместителя председателя КУГИ Алексея Чичканова, больше проблем возникает с оформлением прав на областные объекты недвижимости, но до конца года все проблемы будут решены. На вопрос губернатора, возникают ли у школ проблемы с оформлением прав на собственность, присутствовавшие в зале директора отвечали, что таких проблем нет.

Гораздо больше проблем возникает с естественными монополистами – теперь школам и детским садам приходится заключать самостоятельные договоры с организациями, обеспечивающими снабжение их электроэнергией, теплом, водой и т.п. Между тем, условия, которые выдвигают монополисты, часто бывают практически невыполнимыми для образовательных учреждений. Например, они требуют обязательного присутствия в школе специалиста-электрика, которого школе нужно либо нанимать, либо готовить, что одинаково дорого. Не до конца решены и вопросы разграничения сетей: какие относятся к ГУП "ТЭК", а какие - уже к школе. Валентина Матвиенко поручила председателю комитета по энергетике Александру Боброву до 1 июля разработать типовой договор школ с монополистами на обеспечение энергоресурсами, который не будет обременителен для образовательных учреждений. Она также предположила, что на уровне районов можно создать единую коммунальную службу, с которой школы могли бы заключать договор на обслуживание зданий. Председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов предположил, что роль таких служб вполне могли бы играть и жилкомсервисы, которые обслуживают жилые здания в районах. В принципе, школа сама может выбирать - заключать ли ей с кем-нибудь договор или создавать самостоятельную хозяйственную службу.

Губернатор подчеркнула, что переход на финансово-хозяйственную самостоятельность является ключевым моментом в реализации национального проекта "Образование". По ее словам, Петербург является единственным субъектом Российской Федерации, который в полной мере справился с задачей, но это стало возможным только потому, что работа по переводу школ на работу в рыночных условиях началась еще в 2003-2004 году.

Мария Мокейчева
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях