Уже второй фильм, сделанный при непосредственном участии братьев Вачовски, оказался своеобразным революционным гимном. Больше всего в "V - значит вендетта" удивляет тот факт, что он вообще вышел на экраны. Каким образом в эпоху борьбы с терроризмом на все экраны попал фильм, в котором террорист является главным, положительным и романтическим героем?
«Кто в юности не был революционером - лишен сердца, а кто в зрелом возрасте не стал консерватором - лишен мозгов», - говорил Уинстон Черчилль. Судя по всему, братья Вачовски в своей биографии все-таки пока находятся на первом этапе жизни. По крайней мере, уже второй фильм, сделанный при их непосредственном участии, оказался своеобразным революционным гимном. Больше всего в «V - значит вендетта» удивляет тот факт, что он вообще вышел на экраны. Каким образом в эпоху борьбы с терроризмом на все экраны попал фильм, в котором террорист является главным, положительным и романтическим героем?
«V - значит вендетта» классическая антиутопия в духе «84 года» Оруэлла или «Бразилии» Терри Гилльяма, если уж мы говорим о кино. Хотя сделанная в более конспективном и «топорном» стиле, что естественно – литературной основой для фильма стал старинный комикс Алана Мура, по которому братья Вачовски и писали сценарий (говорят, что еще до съемок своей «Матрицы»).
Место действия - Англия XXI века. Мировые войны, биологические катастрофы и прочие «радости жизни» привели к созданию в Англии настоящего и ужасного тоталитарного государства во главе с канцлером. Ужасы показаны достаточно схематично – комендантский час, насилующая девушек «безопасность», гонения на свободу телевизионного слова и, как выясняется в ходе фильма, спровоцированные самим же канцлером для прихода к власти вирусные атаки, унесшие тысяч людей.
Всему этому довольно хлипкому тоталитарному режиму противостоит герой в маске Гая Фокса, цитирующий Шекспира и ведущий себя в лучших традициях Зорро (только лошади не хватает). Свою революционную деятельность он начинает с взрыва Тауэра и захвата телебашни, а конечной ее целью, подобно Гаю Фоксу, назначает взрыв парламента и уничтожение «правящей особы».
Если кто не знает, то «герой порохового заговора» Гай Фокс вовсе не считается в английской истории положительным персонажем. Более того, песенка «Remember, remember the 5th of November», которая цитируется в фильме, посвящена вовсе не революционерам, как можно было бы подумать, а счастливому спасению короля Якоба и разоблачению католического заговора. Участников которого, кстати, подвергли очень жесткой казни - их повесили, четвертовали, а в процессе еще и кастрировали. Данный факт в Англии празднуется каждый год сжиганием чучела Гая Фокса.
Персона Гая Фокса в фильме предстала в романтическом варианте, и точно также романтизирована идея революционной борьбы и терроризма. Оказывается, достаточно уничтожить символы прошлого, чтобы добиться светлого будущее. Правда, окончательно уничтожать мир насилия предстоит не главному герою – ведь он сам продукт все той же тоталитарной системы. Привести в действие взрывное устройство предстоит его невольной ученице – девушке, случайно оказавшейся втянутой в борьбу террориста и службы безопасности.
Фильм, конечно же, снят очень качественно – да и могло бы быть иначе, если в титрах стоит фамилия Вачовски. Плащи, ножи, драки, взрывы, очаровательная бритоголовая Натали Портмен. Тут вопросов нет. Вопрос есть в уместности всего этого после Беслана, 11 сентября, лондонского метро и прочего. Впрочем, у нас ведь не тоталитаризм, и, значит, художник имеет право на свое видение мира.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру