Почти 40% мостов и тоннелей Петербурга требуют немедленного ремонта. Некоторые мосты в центральной части города ни разу капитально не ремонтировались со времен постройки в XVIII-XIX веках. Если сейчас не привести их в нормальное состояние, то возможны самые ужасные последствия вплоть до обрушения – и мосты придется уже не ремонтировать, а строить заново, что обойдется в 4 раза дороже. Чтобы этого не допустить, город намерен до 2015 года вложить 32,4 миллиарда рублей в капитальный ремонт дорожных сооружений.
На заседании правительства Петербурга была представлена Концепция развития и приведения в нормативное состояние дорожных сооружений до 2015 года. Окупиться все затраты должны за 13 лет. Впервые такой масштабный документ посвящен не всем дорогам в целом, а мостам и тоннелям, как важным связующим звеньям, без которых невозможно движение между островами. Между тем, ситуацию на дорогах города тоже можно назвать катастрофической: скорость движения автомобилей не превышает 18-20 километров в час, а в «часы пик» и вовсе – 5-8 километров в час, количество «заторных» перекрестков увеличилось за последние годы на 30%, причем основные пробки возникают именно в районе мостов, тоннелей, набережных и путепроводов. Решить проблему как раз можно, в том числе, за счет строительства новых мостов и ремонта старых.
Как рассказал заместитель председателя КБДХ Владимир Соловьев, в соответствии с концепцией будет построено несколько крупных объектов. Проект строительства Орловского тоннеля, который соединит Центральный и Красногвардейский районы, должен быть готов в августе 2006 года. Ведутся разработки проектов создания двух мостов, которые свяжут Васильевский остров с другими частями города: один мост пройдет через остров Серный на Петроградскую сторону, а второй соединит 22-23 линию Васильевского острова с Адмиралтейской набережной.
К 2015 году планируется уменьшить до минимума количество мостов с грузоподъемностью менее 20 тонн, так как для сегодняшних условий это неприемлемо. Габариты улиц обещают сделать одинаковыми, а тротуары – соответствующими количеству пешеходов – кстати, на некоторых мостах в спальных районах тротуары при строительстве не были предусмотрены вообще, так как считалось, что они не нужны. Строительство новых путепроводов в створе проспекта Обуховской обороны, на пересечении с проспектом Александровской фермы, транспортной развязки проспекта Славы и Софийской улицы даже позволит ликвидировать дефектные сооружения. Расширение тоннеля на правом берегу Невы у Литейного моста и реконструкция Пироговской набережной сделает возможной реконструкцию самого моста, разрушающегося из-за трамвайных путей.
Капитальный ремонт требуется и двум мостам на Невском проспекте: Аничкову и Зеленому – иначе они могут выйти из строя, что чревато полной остановкой движения на центральной улице города. Эти мосты ни разу капитально не ремонтировались со времени их постройки, и таких в городе много. «Может и не стоит их трогать», - усомнилась губернатор Валентина Матвиенко. Кроме того, планируется перестроить деревянные мосты - в городе таких десять. По словам Владимира Соловьева, их превратят в «жилые мосты», то есть привлекут к их обустройству частных инвесторов. Принятая концепция предполагает, что ежегодно будет ремонтироваться 10-15 мостовых сооружений.
Между прочим, мосты в Петербурге до сих пор проектируются и строятся по старым нормам, утвержденным еще в советское время. С тех пор транспортная нагрузка на них значительно возросла, и мосты, построенные по старым нормам, могут просто быть опасными при эксплуатации. ГУП «Мостотрест» и ЗАО «Институт Стройпроект» разработали Временные методические рекомендации по применению нормативных нагрузок и расчетных схем нагружения для улиц, магистралей и мостовых сооружений, которые и предлагается учитывать при разработке проектов по строительству и реконструкции мостов. Однако только рекомендаций недостаточно – необходима четкая нормативная база, которая сделает процесс развития дорожного хозяйства в Петербурге более регламентированным. Как заявила Валентина Матвиенко, в течение месяца должен быть определен перечень необходимых документов, а в течение 2007 года разработка базы должна быть завершена.
Концепцию члены правительства одобрили единогласно, однако у глав районов возникли конкретные вопросы по более мелким проблемам. Особенно много внимания досталось подземным переходам. Оказалось, например, что подземный переход, который является входом в метро «Купчино», находится на балансе у трех организаций, но при этом находится в катастрофическом состоянии. В результате волевым усилием губернатора переход был передан на баланс ГУП «Мостотреста», директору которого было поручено к июню подготовить необходимую проектную документацию и в течение года провести капитальный ремонт. Также капитальный ремонт ждет переход у станции метро «Электросила» – но только после саммита G8. А это означает, что уложенную вокруг него на тротуарах плитку придется разрывать, а потом укладывать заново. По словам вице-губернатора Олега Виролайнена, сейчас разрабатывается схема строительства пешеходных переходов в рамках программы по совершенствованию сети улиц с непрерывным движением. Так, на Московском проспекте должны появиться 14 новых подземных переходов, также подземные переходы будут построены на Приморском шоссе и Приморском проспекте. Проблемы с организацией непрерывного движения есть и на других проспектах: Заневском, Косыгина, Пискаревском и многих других.
«Мосты - это вам не ларьки какие-нибудь у метро, это важнейшие городские сооружения», – возмутилась Валентина Матвиенко, отметив, что их неудовлетворительное состояние негативно отражается на безопасности горожан и автомобилистов. Кроме того, не стоит забывать, что мосты – один из главных символов города, и без фигуры разводных пролетов сложно представить себе и «белые ночи», и Петербург вообще.
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру