На градообразующем предприятии «Сланцы» сложилась критическая ситуация: завод практически стоит (что может привести к выходу из строя чрезвычайно дорогостоящего оборудования и, в свою очередь, к экологической катастрофе), легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества хранятся непонятно как, а нового генерального директора не пускают на рабочее место.
Ситуация на «Сланцах» стала ухудшаться в 2003 году. Тогда была прекращена переработка сланцев. В январе 2006-го перестали загружать печи по прокалке коксов (к чему это приведет – неизвестно, поскольку печи эти сродни ядерному реактору, который должен работать непрерывно, и выходят из строя при остановке эксплуатации). ОАО «Завод «Сланцы» является собственностью государства. 55,67 процентов акций принадлежат Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (Росимущество), 33 процента находятся в управлении номинального держателя - банка «Евразия», остальные находятся на руках физических лиц. С большой долей вероятности можно предположить, что сложившаяся на «Сланцах» ситуация вызвала недовольство в Росимуществе. И тогда было принято решение собрать совет директоров завода. 24 марта этот совет состоялся. Там было принято решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора завода Геннадия Боровикова и назначении на этот пост Олега Елина.
Как отзываются о Елине знающие его люди, Олег Львович – профессионал-технолог в профильной области нефтехимической промышленности, является соискателем ученой степени, автором и обладателем патентованных разработок, используемых в области нефтехимической промышленности. За 22 года работы в нефтехимической промышленности Елин получил большой опыт руководящей работы на всех уровнях: от начальника смены до руководителя объединения (15 тысяч работников). Елин досконально знает принципы организации производства и коммерческой работы в условиях нефтехимического и химического рынка России и всего мира. Вероятно, столь серьезный послужной список стал для сотрудников Росимущества ключевым моментом при выборе кандидатуры нового генерального директора. Также, можно предположить, что новость о назначении нового руководителя обрадовала сотрудников завода, многие из которых были отправлены Геннадием Боровиковым в неоплачиваемый отпуск на неопределенный срок. Как уже говорилось, завод «Сланцы» - градообразующий. В середине 90-х, когда дела у предприятия шли нормально, численность жителей Сланцев составляла 57 тысяч человек. Сейчас в городе живет всего 21 тысяча.
Как выяснилось впоследствии, прежняя администрация в лице представляющегося исполняющим обязанности гендиректора Дмитрия Горячкина к назначению Елина отнеслась, мягко говоря, прохладно. Но суд Сланцев принял решение в пользу Олега Елина. Это, впрочем, не помешало Горячкину и Ко оградить административное здание завода бетонными блоками, натянуть колючую проволоку и заварить стальными листами главный вход. Когда Олег Елин впервые попытался пройти к рабочему месту, сделать ему это не дали, сопровождавший же его работник завода, по словам очевидцев, и вовсе пострадал настолько, что потребовалась госпитализация.
Олег Елин, как и подобает законопослушному человеку, обратился с соответствующим заявлением в прокуратуру. Однако, как говорят, отклика там не получил, а напротив, когда на завод прибыл сотрудник УБЭПа, прокурор Сланцев Олег Тараненко вел себя так, будто он адвокат Горячкина.
Что же касается правоохранительных органов, то их в числе прочих важных вопросов интересовало происхождение охраны завода. Одежду эти мужчины предпочитают форменную, с нашивками охранного предприятия «Центурион». И все бы ничего, но, как сообщили «Фонтанке» в лицензионно-разрешительном управлении ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, срок действия лицензии на осуществление охранной деятельности истек у «Центуриона» еще в 2002 году. И с тех пор не продлевался. Казалось бы: мало ли кто и что носит, однако на территории завода «Сланцы» хранятся взрывчатые, легковоспламеняющиеся и горючие вещества. Кстати, по словам очевидца, несколько мешков мелкодисперсионного угля лежат почему-то в административном здании завода, хотя это легкогорючее вещество находиться там не должно по определению. Однако – лежит. Как говорят специалисты, если этот уголь распылить, то он запросто может послужить источником объемного взрыва. Дальше – больше. Никто не знает, как хранятся остальные взрывоопасные вещества, кто их охраняет, и что с ними (не дай бог) делают.
Тем не менее, как говорят сотрудники завода, прокурор Сланцев Тараненко фактически занял позицию уже нелегитимного прежнего руководства в лице Дмитрия Горячкина. И это несмотря на решение суда и письма, разосланного заместителем руководителя Росимущества Медведевым в различные инстанции Ленобласти. В письме этом, в частности, содержится просьба Медведева к чиновникам: «оказать содействие генеральному директору ОАО Олегу Елину в получении необходимой информации и принять, в пределах собственной компетенции, меры по способствованию исполнения им своих должностных обязанностей». Но на Тараненко это не подействовало. Возможно, причиной тому, как говорят некоторые злопыхатели, стало появление в этот период у прокурора новенького «Форда Фокус»?
Завод практически стоит. И даже если незарегистрированные в Ленобласти нынешние охранники - замечательные люди и честнейшие профессионалы (то есть опасности терактов нет), остановка коксовых печей, по мнению специалистов может повлечь экологическую катастрофу регионального масштаба.
«Фонтанка» будет пристально следить за развивающимися на заводе «Сланцы» событиями.
Андрей Сомов,
Фонтанка.ру