Совет судей России рекомендовал служителям Фемиды фиксировать попытки третьих сил оказать давление на суд. В частности, предлагается обеспечить судей «технической возможностью вести аудиозапись разговоров, которая в последующем может быть использована в уголовном деле о вмешательстве в судебную деятельность».
Постановление президиума Совета судей России под сложным названием – «О формах реагирования судей на обращения граждан и должностных лиц по делам, находящимся в производстве судов» – было принято 30 марта. Предложенные технологии должны обеспечить реализацию норм Кодекса судейской этики, обязывающих судью не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было.
Цель проекта – фиксировать так называемые «внепроцессуальные контакты». Это могут быть и телефонные звонки в кабинет или домой, и непринужденные общения за столиком в столовой, и даже открытое обращение к председателю суда. И все эти контакты, которые прямо или косвенно касаются рассматриваемого дела, судьям предложено фиксировать, в том числе – в виде записей в специальных журналах. Таким образом, Совет судей предлагает не только защитить судей от влияния со стороны, в том числе со стороны чиновников, но и «обеспечить превенцию (предупреждение) недобросовестных руководителей органов государственной власти, граждан и должностных лиц от вмешательства в судебную деятельность», а также обеспечить закрепление доказательной базы для последующего принятия соответствующих мер к лицам, допустившим вмешательство в судебную деятельность в какой-либо форме.
Совет предложил также обеспечить судей технической возможностью вести аудиозапись разговора. Эти записи в последующем могут быть использованы в качестве доказательства по уголовным делам о вмешательстве в судебную деятельность, о клевете, а также по гражданским делам о защите чести и достоинства и иным делам. При наличии обращений судья может решить вопрос с председателем соответствующего суда о передаче дела другому судье, заявить самоотвод, а также обратиться в правоохранительные органы.
Антон Одынец,
Специально для «Фонтанки.ру»