На период проведения саммита «G8» владельцы яхт, катеров и лодок могут забыть о морских прогулках в районе Стрельны и Петродворца. Будет ли закрыта навигация между Петербургом и Петергофом – пока неизвестно. Так или иначе, сотрудники отдела береговой охраны пограничного управления по Ленинградской области ФСБ России готовятся встретить саммит во всеоружии. Для избежания инцидентов пограничники просят владельцев плавсредств ограничить на период саммита морские прогулки.
Как рассказал начальник отдела береговой охраны пограничного управления по Ленинградской области Михаил Карпенко, на моряках-пограничниках помимо повседневных обязанностей по охране водных участков госграницы лежит ответственность «за святое» - за акваторию, прилегающую к Дворцу Конгрессов в Стрельне. Точнее, за то, что на и над водой. За все, что под ней, отвечают силы ВМФ. В непосредственной близости к Стрельне береговая охрана в период саммита будет нести вахту круглосуточно. В первую очередь для того, чтобы рыбаки-любители и яхтсмены не заплывали в запретную зону. Опыт работы с ними есть – за плечами 300-летие Петербурга.
По данным на 2003-й год, в городе и окрестностях насчитывалось около 10 тысяч частных плавсредств, которые совсем некстати могли появиться в районе Стрельны или Петергофа. Особых эксцессов не было. За весь период празднования пришлось «развернуть» всего около полутора десятков «моряков». В основном, все относились к ограничениям с пониманием. Правда, были и те, кто из упрямства хотел попасть в запретную зону, их доставляли на берег и передавали в руки сотрудников ФСБ. Для избежания подобных инцидентов пограничники просят владельцев плавсредств ограничить на период саммита морские прогулки. Разъяснительная работа ведется через инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам и сотрудников милиции, в первую очередь участковых. Этот вопрос будет обсуждаться и во время традиционной встречи с яхтсменами перед началом летней навигации.
В непосредственной близости к Константиновскому дворцу будут дежурить т.н. жестконадутые лодки, оборудованные радарами. Только они могут работать в условиях мелководья. Перед саммитом областное Управление ФПС получит 6 таких лодок (три из них уже поступили в распоряжение пограничников). Выпускают их, кстати, тоже в Ленинградской области. Экипаж лодок состоит из двух человек, но само плавсредство готово принять на борт группу из 4-5 человек (со своим оборудованием).
Эти лодки – лишь первая линия «обороны». На второй службу будут нести пограничные катера. Их расставят в районах возможных путей передвижения участников саммита. Всего в распоряжении областных пограничников находится порядка 30 катеров. В том числе двух новых проектов – типа «Мангуст» и «Мустанг», которые могут развивать скорость до 40-50 узлов. «Мустанг», кстати, выпускается петербургской компанией «Редан». Как рассказал Михаил Карпенко, существует и третья «линия защиты» - два дальних поста за Кронштадтом.
Будет ли прервана на время саммита летняя навигация (в том числе и туристическая), пока не известно. По опыту 2003 года можно сказать, что полностью движение парализовано все-таки не будет. Во время празднования юбилея Петербурга, по крайней мере, коммерческие суда ходили: полный запрет на их передвижение грозит колоссальными убытками.
Уже на сегодняшний день все экипажи пограничных кораблей, катеров, резервных сил сформированы. Когда на заливе сойдет лед, пройдет т.н. рейдовый сбор – «репетиция» расстановки сил. Запланированы и совместные учения с другими силовыми ведомствами. Привлекать «приданные» силы наши пограничники не планируют. Однако прийти на помощь коллегам в случае крайней необходимости готовы пограничники из Калининграда.
Конечно, на все дополнительные меры по охране водной границы и акватории залива нужны деньги. Михаил Карпенко не назвал абсолютных цифр, но сообщил, что на саммит пограничному управлению по ЛО выделяется дополнительно 40 процентов от годового финансирования.
Будни морских пограничников проходят в охране границ от нарушителей погранрежима (это, как правило, заплывающие в погранзону по «бытовым» причинам – для рыбалки или отдыха), браконьеров и нарушителей режима госграницы (к их числу, например, относятся иностранные яхтсмены, которые, сокращая путь до Петербурга, невольно нарушают границу). Ловят пограничники и контрабандистов. Новым направлением в работе является борьба с т.н. «черными археологами». Исторических мест в области немало, затонувших кораблей с пользующимися спросом раритетами – тоже. Вот и приходится пограничникам следить, чтобы в охраняемую зону не заплывали люди с водолазным оборудованием, да и все «внезапно заглохнувшие» моторки в таких зонах вызывают подозрения.
Информация обо всех нарушениях и нарушителях практически в режиме он-лайн поступает в координационный центр областного пограничного управления. В этой работе пограничникам помогают 16 автоматизированных мини-станций Министерства транспорта, находящихся в акватории Финского залива. Они призваны обеспечивать безопасность судоходства. В пограничном управлении надеются, что со временем охрана госграницы будет практически полностью автоматизирована: катера береговой охраны будут лишь отрабатывать тревожные сигналы, поступающие с подобных станций.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру