В рамках современной городской политики Смольного культуру теперь следует рассматривать как (цитата) «одну из отраслей по оказанию услуг населению, вносящих, наряду со здравоохранением, общим образованием, безопасностью, общественным транспортом, ЖКХ и соцзащитой необеспеченных слоев населения, определенный вклад в социальную и экономическую жизнь города». Такой подход подразумевает принятая на заседании городского правительства концепция развития этой сферы до 2009 года.
В ней Смольный декларирует желание донести культуру до «спальных» районов Петербурга и вовлечь в конкретные программы (их, правда, еще не разработали) не только государственные, но и частные учреждения. Главная цель политики властей города в сфере культуры – повышение массовости живущих этой самой культурной жизнью.
При этом власти культурной столицы России признают, что за последние годы особое внимание уделялось лишь поддержанию исторического центра Петербурга как приманки для туристов. Большинство же наших учреждений культуры и обветшали (полторы сотни объектов подведомственных Комитету по культуре организаций остро нуждаются в ремонтно-реставрационных работах), и лишились достойных кадров (специалисты бегут из бюджетных учреждений, и давно).
При этом, уверены чиновники, главная проблема – отсутствие управленческих кадров, из-за этого их экономическая эффективность свелась к минимуму, а нередко – и к отрицательным показателям.
В концепции перечислено все: необходимость повышения образовательной роли культуры, обеспечение культурного предложения по районам, содействие росту многообразия и богатства творческих процессов, и т.д., и т.п. Правильный документ в духе совковой отчетности – и к потребностям людей надо повернуться, так сказать, лицом, и дифференцированно подходить к потребителю в зависимости от его принадлежности к той или иной возрастной, социальной, национальной, иной группе или аудитории.
А вот на этом, может, и хотелось бы заострить внимание, но концепция не предусматривает никакой конкретизации. И Вы, читатель, возможно, предположите, что документ может нести чиновникам как посыл создать расписание работы кружков для сторонников, например, «Антифа», так и организовать «Пивной фестиваль» в каждом районе.
Для повышения же эффективности культурных услуг и оценки результатов предлагается... внедрить на всех уровнях систему отраслевых нормативов и показателей этой самой эффективности. То есть, если к двум постановкам в детском театре добавить 164 демонстрации фильма - это и будет серьезное развитие «сферы культуры Петербурга»?
«Фонтанка» обратилась с просьбой прокомментировать концепцию:
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил для себя в ней то, что правительство не делит учреждения культуры на объекты федерального и городского подчинения. Михаилу Пиотровскому также понравилось то, что он не встретил в концепции слогана «культурная столица». По его мнению, Петербург в результате реализации этой программы должен стать «местом, откуда исходит мода на культуру».
В концепции нет никаких конкретных разработок по отдельным направлениям, считает депутат Законодательного собрания Петербурга Сергей Андреев. По его мнению, сама концепция хороша исключительно тем, что она появилась. Однако носит она общий характер. Как сообщил Сергей Андреев, при обсуждении этой программы творческие союзы одобрили ее только с одним условием – чтобы документ не ограничивался изложенными идеями, а подразумевал разработку конкретных долгосрочных программ для каждой области: библиотек, театров, домов культуры, кинозалов и так далее. Однако в итоговом постановлении городского правительства этого не появилось – там лишь указано то, что необходимо подготовить перечень мероприятий для финансирования их из бюджета.
* * *
Спустя несколько дней после принятия Концепции заместитель председателя Комитета по культуре Василий Панкратов разъяснил, что документ изначально был задуман как рамочный, задача которого лишь «задать линию в развитии культурной сферы».
По его словам, по каждому из девяти выделенных направлений задан лишь вектор, а для создания программ надо будет собирать рабочие группы, которые будут уже детально работать над конкретикой. Никаких революций не будет, - заверил Панкратов, будет реорганизация. Например, для привнесения культуры в «спальные» районы, сначала необходимо разработать некие нормативы по культурным потребностям жителей периферии. «Допустим, есть 20 тысяч жителей – открыть библиотеку, есть 10 тысяч детей – нужен Дом культуры», - пояснил чиновник.
Кроме того, европейские требования к общественным местам об их доступности для людей с ограничениями в движении дошли и до петербургских культурных объектов. Сейчас только Эрмитаж и Русский музей оборудованы пандусами для инвалидов на колясках. К 2009-му году пандусы должны установить «везде, где только это возможно», а доступными для этой и других категорий граждан должны стать 16 учреждений, оборудованными спецлифтами и техникой для инвалидов по зрению и слуху. В 2006-ом году уже планируется устройство лифта в музее Ахматовой.
Учреждения будут переходить на программный метод финансирования, рассказал Панкратов. То есть, средства на текущее содержание как и прежде будет выделяться из бюджета города, но деятельность учреждений будет финансироваться «целевым образом»: для того, чтобы из городской казны выделили средства на те или иные культурные мероприятия, организациям придется доказывать их актуальность и значимость.
Реорганизация киносети, которая вызывала немало скандалов, не так страшна, как ее преподносят, отметил Панкратов. По его словам, ему совсем непонятно, чем возмущается общественность, когда город еще не принял окончательных решений: из 37-ми кинотеатров, подведомственных комитету по культуре, часть кинозалов передается в частные руки с условием сохранения функции кинопоказа, часть – в ведение районных администраций с условием сохранения культурной функции, и только 5 кинотеатров – без соответствующего условия. Это, по словам Панкратова, давно заброшенные залы, в которых стоят игровые автоматы, бильярд и интернет-кафе, проходят «непонятные собрания свидетелей Иеговы» и тому подобное: все, кроме показа фильмов. Пять детских кинозалов, «Аврора» и «Родина» остаются в ведении комитета.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру