К концу 2005 года в Петербурге проживало более 720 тысяч детей. Более 1600 из них за минувший год стали сиротами при живых родителях. При этом процент восстановления родителей в правах не превышает двух сотых процента... Об этом говорили сегодня в прокуратуре Петербурга на коллегии, посвященной работе органов прокуратуры по этой проблеме.
К концу прошлого года в Петербурге проживало более 720 тысяч детей. Более 1600 из них за минувший год стали сиротами при живых родителях. При этом процент восстановления родителей в правах не превышает двух сотых процента... Но Петербург не должен становиться городом детских домов: лишение родительских прав - крайняя мера защиты детских интересов. Об этом говорили сегодня в прокуратуре Петербурга на коллегии, посвященной работе органов прокуратуры по этой проблеме. К результатам трудов подчиненных прокурор города Сергей Зайцев и его заместители отнеслись критически. Прокурор потребовал «неформального» подхода к обязанностям, ведь на чаше весов – наше будущее.
Прокуратура взглянула на проблему в целом, оценивая не только свою работу, но и плоды трудов всех органов и структур, которые должны стоять на защите интересов детей. В ходе проведенной проверки выяснилось, что недостатков много везде, о чем свидетельствуют красноречивые примеры. В первую очередь было отмечено, что очень медленно перестраиваются районные комиссии по защите прав несовершеннолетних. Как правило, они ограничиваются рассмотрением материалов в отношении родителей, которым, грубо говоря, наплевать на воспитание своих детей. При этом комиссии ориентируются на карательную практику, обделяя вниманием профилактику. Самую низкую оценку при этом получили органы соцзащиты Красногвардейского, Приморского, Петродворцового, Центрального и Василеостровского районов.
По данным прокуратуры, в Приморском районе социальная работа с семьями ограничивается направлением писем о соцвыплатах. В Василеостровском соцзащита работает с шестью (!) «тревожными» семьями, тогда как на учете в милиции стоит более 200 семей и еще более 100 – на примете у органов опеки и попечительства. Школы города тоже ограничиваются «формальностями» и порой очень поздно направляют тревожную информацию туда, куда нужно.
Так, в Московском районе прокуратурой в прошлом году было возбуждено уголовное дело в отношении отца, истязавшего двух своих детей. И только после вмешательства прокуратуры выяснилось, что об этом знали и педагоги, и соцработники. Проявили свои знания они только после возбуждения уголовного дела.
В Красносельском районе прокуратурой было установлено, что маленькая девочка почти два года жила с матерью, лишенной родительских прав, тогда как ее опекун, дедушка, умер еще в 2004-м году... В Красногвардейском районе в прошлом году, выпав из окна, погиб двухлетний ребенок. Как установила районная прокуратура, семья относилась к числу неблагополучных. С самого рождения мать не занималась ребенком – элементарно не гуляла с ним, не соблюдала норм гигиены, в шесть месяцев ребенок из-за недосмотра обжегся... Обо всем этом знали и в поликлинике, и в больнице района. Знали, но никуда не сообщали, пока не случилась трагедия.
Не менее трагичный случай произошел и в Петроградском районе. Там тоже жила неблагополучная семья, в которой было три сына. В конце концов, все они оказались в больницах города. О том, что в семье не все в порядке, также знали медики... В результате в семье летом прошлого года родился еще один ребенок и через месяц скончался в больнице. В этом случае недоработала и прокуратура района. Там обо всем стало известно только после проверки городской прокуратуры.
Досталось и прокуратуре Невского района, куда поступал сигнал от медиков о том, что отец развращает свою малолетнюю дочь. Проверив информацию, прокуратура не нашла оснований для возбуждения уголовного дела, тогда как на самом деле они были. Теперь в прокуратуре будет проводиться служебная проверка.
Отметили на коллегии и недостаточную работу милиции, особенно участковых уполномоченных, которые порой не знают ничего о неблагополучных семьях на своем участке, о том, есть ли в них дети и как с ними обращаются. Между тем, в прошлом году милицейскими подразделениями в органы опеки и попечительства были направлены 1244 материала для предъявления исков об ограничении или лишении родителей родительских прав. И это больше, чем в 2004-м. Также составлено более 4-х тысяч административных протоколов, в основном – за уклонение от воспитания детей. В 313 случаях инициировалось возбуждение уголовных дел в отношении родителей и законных представителей несовершеннолетних. Суды Петербурга в прошлом году рассмотрели 1660 гражданских дел об ограничении, лишении родительских прав и, наоборот, о восстановлении в правах. 270 из них инициированы прокуратурами.
Но, как отметил прокурор города Сергей Зайцев, работа ради улучшения статистики – это не работа. В защите прав и интересов несовершеннолетних не должно быть формального подхода. Ведь каждый попадающий в поле зрения прокуроров случай – это судьба и будущее конкретного ребенка.
Светлана Тихомирова
Фонтанка.ру