Главное управление федеральной службы исполнения наказаний (ГУ ФСИН) по Петербургу и Ленинградской области впервые за много лет вышло из числа «глубоко отстающих», не допустив за год ни одного побега и никаких крупных ЧП.
Все учреждения системы исполнения наказаний России делятся на три группы – в зависимости от числа находящихся в регионах следственных изоляторов и колоний и численности их контингента. Питерский ГУ ФСИН входит в первую группу (из 17 региональных управлений) и долгие годы занимал последние или предпоследние места. В минувшем году управлению впервые удалось выйти на седьмое место – и это, по мнению начальника ведомства Валерия Заборовского, - очень хороший показатель, так как «удавалось не только существовать, но и плодотворно работать». Например, увеличить прием сотрудников по сравнению с их оттоком. Хотя «рабочий» некомплект по-прежнему есть – 4,2 процента.
В исправительных учреждениях Питера и области находятся 18 тысяч 750 человек (абсолютное большинство – в возрасте 20-27 лет), при этом количество мест - на 369 меньше. При небольшой перенаселенности до стандартов в 4 квадратных метра на человека – рукой подать (на наших следственно-арестованных и осужденных приходится по 3,9). Между тем, европейский союз выдвигает новые требования – обеспечить каждого не менее, чем 7-ю метрами.
Кроме «нашего» спецконтингента, сотрудникам ГУ ФСИН приходится работать с 26-ю тысячами осужденных, чье наказание не предусматривает лишения свободы, и пересыльными. Последних за минувший год через наши изоляторы прошло более 65 тысяч (!) человек.
Валерий Заборовский отметил, что по всей России в минувшем году вновь стал наблюдаться прирост спецконтингента – в Питере более чем на 2 тысячи человек. Однако руководство управления радует, что в наших краях среди подследственных и осужденных нет «особо одиозных личностей» и серьезных преступных групп. Были два т.н. «вора в законе», остался один – Беляева (известного в определенных кругах как Хобота) выпустили... (Валерий Александрович, к сожалению, не сказал, что пребывание этого человека в «Крестах» обернулось для его ведомства большой кадровой встряской – см. «Опасные связи сотрудников ГУ ФСИН»). По всей же России сидит 45 «воров в законе», 824 лидера преступной среды, а среди сидельцев выявлено 543 группы «отрицательной направленности».
У нас же, по словам начальника питерского ГУ ФСИН, все более-менее хорошо – серьезных ЧП не было. Историю с бунтом в Металлострое («Фонтанка» писала о нем - Как «Тайфун встречал 23 февраля...», оказывается, придумали журналисты. Проникновение в «Кресты» для переброса наркотиков - удалось предотвратить. А на пожаре в том же Металлострое заключенные погибли из-за того, что самостоятельно пытались затушить возгорание и их поразило током...
Больше всего Валерий Заборовский рассказывал журналистам о том, как все будет хорошо, когда в полную силу заработают все нововведения в системе исполнения наказаний. Это - и новая одежда для спецконтингента, и увеличение числа соцработников и психологов (последняя мера обусловлена не только увеличением среди подследственных и осужденных числа людей с психическими отклонениями, но и профессиональной деформацией сотрудников). Начальников отрядов наделяют большими правами, поэтому теперь отряды должны стать центрами социальной реабилитации оступившихся. А вместо ГУПов, которые работают практически во всех колониях, появятся мастерские.
И все это для того, чтобы подготовить людей к нормальной жизни на воле. Однако надеяться на то, что все эти меры (весьма декларативные) уменьшат число «клиентов» исправительных учреждений, не приходится. Для этого надо слишком многое менять в нашей жизни. В ГУ ФСИН это, наверное, понимают и говорят, что нам не хватает еще одного следственного изолятора и колонии...
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру