Депутатам ЗакСа Петербурга теперь можно будет не приходить на заседания и передавать свои ключи для голосования коллегам. Такое изменение в регламент приняли городские парламентарии. При том, что в зале находились 24 депутата, «за» постановление было отдано 34 голоса.
Депутатам ЗакСа теперь можно будет не приходить на заседания, а передавать свои ключи для голосования коллегам. Для этого им надо будет написать заявление на имя спикера ЗакСа, указать уважительную причину отсутствия на заседании и указать свою волю в голосовании по тем или иным вопросам. Такое изменение было внесено в регламент на сегодняшнем заседании ЗакСа. По некоторой информации, вопрос в повестке дня появился не «просто так», а стал закономерным результатом недавнего провала попытки создать Общественную палату Петербурга.
Постановление об изменении регламента ЗакСа появилось в парламенте еще осенью прошлого года. Однако до сегодняшнего дня оно даже не вносилось в повестку дня заседания. Спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов, который представлял постановление, аргументировал его необходимостью юридически закрепить то, что фактически давно существует. То есть депутаты приходят на заседания ЗакСа только с утра – на перекличку, регистрируются, оставляют свои ключи и уходят по своим делам. По словам Тюльпанова, такой порядок работы парламентов установлен по всей стране, в том числе и в Госдуме, где официально работает 450 депутатов, а фактически на заседаниях присутствуют не более сотни.
Мнения депутатов по поводу этого постановления в парламенте раскололись. Станислав Житков процитировал законодательство Петербурга, согласно которому неучастие в заседаниях ЗакСа в течение трех месяцев без уважительной причины является поводом для лишения депутата полномочий. Но проблема в том, отметил Житков, что перечень уважительных причин должен быть установлен законом Петербурга, а этого нет. Тем не менее, он высказался против принятия этого постановления. Спикер на это напомнил Станиславу Житкову о том, что у него есть право законодательной инициативы и он может такой закон написать. А отвечая на соответствующую реплику из зала, отметил: «похмелье – думаю, уважительная» причина.
Михаил Амосов также занялся цитированием законодательства о статусе депутатов, в статье третьей которого прописано, что полномочия парламентария не подлежат передаче другому лицу. Он отметил, что ему нравится сегодняшний порядок работы в парламенте, когда депутаты хотя бы с утра приходят в зал заседания и ключи тех парламентариев, которые не присутствуют, блокируются.
Депутат Павел Солтан, выступая против постановления, привел в пример прецедент в польском парламенте, в котором за голосование чужим ключом депутат сложил свой мандат. «Вместо того, чтобы улучшать дисциплину в парламенте, нам предлагается узаконить отсутствие депутатов на рабочем месте. По аналогии, если у нас есть воровство, то его тоже можно узаконить. По-моему, мы совсем потеряли совесть», – резюмировал депутат.
Спикер ЗакСа, несмотря на нападки коллег, настаивал на своей точке зрения. «Мы, как страусы, будем прятать головы в песок, но нам нужно набраться мужества и наконец-то на законных основаниях передавать друг другу ключи. Как это ни парадоксально, но это постановление защищает права депутатов», – заявил Тюльпанов, пояснив, что если сегодня какой-либо депутат отсутствует во время заседания, то не всегда известно, как бы он хотел голосовать в то время, как другие пользуются его ключом. А так, поскольку депутат будет писать заявление, будет указывать причину и свою волю в голосовании по каждому конкретному вопросу, – парламент будет знать официальную позицию отсутствующего депутата.
За принятие постановления в целом было отдано 34 голоса, 1 человек воздержался и 4 были против. На табло высветилась надпись - присутствует 44 человека. Однако в этот момент корреспондент «Фонтанки» в зале увидела лишь 24 парламентария, а именно: Амосов, Евдокимова, Гуляев, Риммер, Макаров, Лопатников, Анденко, Матвеев, Сергеев, Сухенко, Михайлов, Белоусов, Ягья, Мещеряков, Артемьев, Заушникова, Гольман, Нилов, Солтан, Барканов, Житков, Гладков, Евтухов и Тюльпанов. Так как голосование по вопросу было поименным, то по его окончании стали известны интересные подробности. Например, согласно «поименке», в зале присутствовал депутат Алексей Ковалев, который находится дома на больничном. Как сообщил депутат Олег Нилов, Ковалев ему даже звонил и возмущался тем, что формально он присутствует в зале. Или, например, депутат Никита Ананов, который в ЗакСе сегодня не появлялся и ключ которого с утра был заблокирован, - оказалось, что по этому вопросу он высказался «за». Точно также "проголосовали" депутаты Виталий Мартыненко и Денис Волчек, которые, по некоторым сведениям, вообще находятся за пределами города.
Отметим, что в сентябре 2005 года, когда Вадим Тюльпанов вносил на рассмотрение депутатов свое постановление, его комментировал бывший депутат, а ныне представитель Смольного в ЗакСе Михаил Бродский. По его словам, на протяжении многих лет не выполняются требования Устава города о том, что все депутаты должны лично присутствовать на заседаниях, отсутствие разрешается только по уважительной причине. Депутаты признают, что только делают вид, будто присутствуют в зале.
На самом деле необходимости сидеть в зале на протяжении всего заседания, по мнению народных избранников, нет: многие законопроекты предварительно обсуждаются на комиссиях и в комитетах, и позиция отдельных депутатов по этим вопросам ясна. Зачастую депутаты принимают участие в обсуждениях только самых острых вопросов или тех, которые вносятся на рассмотрение непосредственно на текущем заседании.
Однако необходимость принятия этого документа именно сегодня, по некоторой информации, вызвана не стремлением наконец-таки узаконить давно установленную практику голосования друг за друга. В кулуарах ЗакСа рассмотрение постановления связывают с недавним провалом законопроекта об Общественной палате Петербурга. Напомним, что на одном из недавних заседаний в парламенте попытались принять этот документ, но из-за того, что присутствовало недостаточное количество парламентариев, документ был провален. По неофициальной информации, это вызвало недоумение и недовольство в исполнительных органах власти. Видимо, принятие постановления – контрмеры, дабы больше такого не повторилось.
По мнению депутата ЗакСа Олега Нилова, в такой ситуации Общественная палата (где будут высказывать свое мнение независимые граждане), "возможно, будет лучше, чем такое Законодательное собрание". По мнению Нилова, на это принятое постановление свое внимание обязана будет обратить прокуратура города. Внесение изменения в регламент, по его мнению, добавило множество вопросов. Во-первых, новый регламент отменил фактически процедуру поименной переклички. Во-вторых, с заявлениями и телеграммами от депутатов может возникнуть полная неразбериха, что может привести к оспариванию принятых законопроектов. Например, если при принятии закона о бюджете возникнет путаница с заявлениями или кто-то попытается их подтасовать, под угрозой существования может оказаться главный финансовый документ города.
Многие депутаты из «Единой России», по мнению Нилова, которые голосовали «за» принятие этого документа, просто подчинились «партийной дисциплине», а на самом деле, относятся к этой инициативе как к издевательству. В общем, скоро, по прогнозам депутата, парламент может представлять из себя 25 кнопок, которые будет нажимать один человек, а потом вообще голосование будет проходить по Интернету из разных концов мира. В то время как ЗакС был задуман изначально как место дискуссий и аргументов по важным вопросам жизни города, в результате которых рождались взвешенные консолидированные решения.
Александра Медведева
Фонтанка.ру